Аэропорт Сараево предлагает субсидии перевозчикам

Аэропорт Сараево направил авиакомпаниям публичное приглашение представить предложения об открытии базы в столице Боснии и Герцеговины в 2023 году. В обмен на базирование самолета перевозчик будет получать субсидии. У заинтересованных операторов есть 45 дней на подачу заявки, после чего начнутся переговоры между аэропортом и выбранными заявителями.

Max в ливрее Ryanair
Max в ливрее Ryanair

Аэропорт Сараево провел аналогичный тендер в 2020 году, когда победителем стала Wizz Air. Стоит подчеркнуть, что тогда венгерская авиакомпания была единственной, изъявившей желание открыть базу в аэропорту столицы Боснии и Герцеговины, но в этом году она была закрыта. Нынешняя процедура не будет ограничиваться лоукостерами, и компания, выигравшая контракт, должна будет заявить, что будет базировать как минимум два самолета.

Об объявлении тендера сообщает портал Ex-Yu Aviation. По условиям тендера, чтобы иметь право на субсидии, заинтересованные перевозчики должны открыть базу в столице Боснии и Герцеговины в следующем году. Авиакомпании, предлагающие наибольшее количество направлений, частоту рейсов и наибольшее количество перевезенных пассажиров, получат привилегированный статус и перейдут к следующему этапу переговоров. Перевозчики, которые планируют увеличить трафик в 2024 и 2025 годах, также окажутся в лучшем положении.

Нынешний тендер отличается от предыдущего тем, что в нем могут участвовать все авиакомпании, как традиционные, так и бюджетные перевозчики. К участию в предыдущем тендере были допущены только бюджетные авиакомпании, так как правительство хотело, чтобы граждане могли дешево путешествовать по воздуху. Для того чтобы оператор получил субсидию, должно быть выполнено условие перевозки указанного количества пассажиров. Однако, если авиакомпании будут принимать больше путешественников на своих рейсах, правительство будет платить перевозчикам дополнительные средства.

На данном этапе министерство транспорта Боснии и Герцеговины не сообщило, какого размера средства будут направлены на субсидирование нового базового перевозчика.

Краткая история базы Сараево

Первый Airbus A320 Wizz Air базировался в Сараево в мае прошлого года. Авиакомпания предлагала пассажирам рейсы в Базель, Биллунд, Брюссель-Шарлеруа, Дортмунд, Эйндховен, Франкфурт-Хан, Гетеборг, Гамбург, Кельн, Копенгаген, Лондон-Лутон, Мальмё, Мемминген, Осло-Торп, Париж-Бове, Саарбрюккен, Стокгольм-Скавста, Венеция-Тревизо и Абу-Даби, но рейсы в столицу Объединенных Арабских Эмиратов выполняла дочерняя компания Wizz Air. За исключением двух, все упомянутые выше маршруты закончились с началом зимнего расписания в воскресенье, 30 октября, и база в Сараево была закрыта.

Обеспокоенность аэропорта Сараево по поводу закрытия базы Wizz Air, возможно, возникла в августе, когда авиакомпания внезапно начала приостанавливать многие маршруты, запланированные на зимний сезон 2022/23 года. Ранее авиакомпания описывала открытие базы в Сараево как имеющее “стратегическое значение для Боснии и Герцеговины”. Венгерская авиакомпания генерировала в аэропорту значительную часть трафика. Почти все маршруты, предлагаемые перевозчиком, не обслуживались другими линиями, что значительно улучшило сообщение боснийской столицы. Закрытие базы Wizz Air означало, что аэропорт в Сараево лишился всех рейсов в Бельгию, Нидерланды, Францию ​​и Италию, а также круглогодичных рейсов в Швецию, Данию и Норвегию, где проживает большая боснийская диаспора.

Теперь пришло время Ryanair?

Руководство аэропорта Сараево указывает, что ведет переговоры с Ryanair об открытии рейсов из столичной воздушной гавани. В этом году Ryanair расширила свою деятельность в Боснии и Герцеговине. Авиакомпания дебютировала на боснийском рынке в 2018 году, когда предлагала рейсы в Баня-Луку и обратно. В настоящее время авиакомпании летают из этого аэропорта в восемь городов.

В этом месяце авиакомпания открыла рейсы из Баня-Луки в Вену, Стокгольм и Мемминген. Директор Ryanair по развитию маршрутов Рэй Келлихер недавно сказал, как цитирует Ex-Yu Aviation: “Мы рады видеть наш рост в Боснии и Герцеговине в ближайшие годы и возможность объявить о новых и интересных маршрутах”.

Андрей Бочкарев