Западные авиакомпании увеличивают запасы титана и обеспечивают безопасность цепочек поставок этого металла на случай, если он станет предметом торговой войны России с Западом.
Титан, в основном из России, давно используется в производстве авиационных двигателей и многих компонентов. Большую популярность он приобрел в последние годы, с появлением более легких пассажирских авиалайнеров В787 и А350, в которых содержание этого металла достигло 14-15 процентов от чистого веса самолета.
Вооруженные силы, сосредоточенные Россией вдоль границы с Украиной и Белоруссией, и требования Москвы о новых обязательствах Запада в ее безопасности побудили США и страны НАТО объявить очень жесткие санкции против России в случае ее агрессии. Производители самолетов проверяют уязвимость своих цепочек поставок на случай ответных мер со стороны России.
Нил Митчелл, финансовый директор крупнейшей в мире аэрокосмической компании Raytheon Technologies, что его компания следит за событиями и работает над обеспечением поставок титана на следующие 12 месяцев. Производитель двигателей Pratt & Whitney получил два или три новых источника поставок этого металла и другого ключевого сырья. Boeing, зависящий от российского поставщика ВСМПО-AVISMA, «находится под защитой какое-то время, но не навсегда», — сказал генеральный директор Дэйв Кэлхун. У Airbus и Embraer также заключены долгосрочные контракты с россиянами. На АВИСМА приходится треть титана для Boeing, и он обеспечивает половину потребностей Airbus.
Специалисты из отрасли говорят, что западные компании увеличивали свои запасы или диверсифицировали источники поставок с 2014 года, после того как Россия аннексировала Крым, хотя тогда санкции на титан не распространялись. Положение производителей облегчила пандемия, ведь производство сократилось, поэтому они успели накопить запасы. Но никто не сообщает об их объемах.
В 2018 году российский парламент предложил закон об ограничении экспорта титана в ответ на западные санкции, но, по словам министра торговли, проект был заблокирован, чтобы не потерять постоянных иностранных клиентов. Сейчас сложнее прогнозировать масштабы торговой войны, так как напряжение не спадает. У России всегда есть возможность приостановить экспорт стратегических материалов, и Запад не очень устраивает прекращение торговли, так как на поиск новых поставщиков потребуются многие годы.
С другой стороны, производители на Западе ожидают роста цен на титан. «Это более вероятно, чем жесткие санкции», — сказал Ричард Абулафия из AeroDynamic Advisory. С ростом инфляции гражданским компаниям будет сложнее, потому что военные компании смогут покупать титан по повышенной цене», — добавил он. В США оборонные компании находятся в лучшем положении, так как Пентагон давно отговорил их от использования российских ресурсов. «Самые опытные знают об опасностях ведения бизнеса с Россией», — сказал Франклин Тернер, юрист по государственным контрактам из McCarter & English.
Андрей Бочкарев