30-летие первого полета Airbus A330

Создание новой широкофюзеляжной модели Airbus было задумано в середине 1970-х годов как одна из нескольких модификаций A300, первого коммерческого самолета европейского производителя, 50-летие первого полета которого отмечалось недавно. Производство двухмоторного самолета шло параллельно с четырехмоторным А340.

Airbus A330-200 Air China
Airbus A330-200 Air China

В то время ожидалось, что A330 сможет заменить два устаревающих самолета – Boeing 707 и Douglas DC-8, а также что будет напрямую конкурировать с McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L1011 Tristar, особенно с точки зрения экономии топлива.

Располагая вместимостью до 277 пассажиров, в зависимости от первых выпущенных вариантов (-200 и -300), эта модель также стала первой моделью Airbus с тремя различными типами двигателей: General Electric CF6, Pratt & Whitney PW4000 и Rolls-Royce Trent 700.

К 2012 г. 830 самолетов A330, эксплуатируемых более чем 90 операторами, совершили пять миллионов коммерческих рейсов и провели в воздухе 20 миллионов летных часов с надежностью отправки более 99 проц. Среднее пройденное расстояние за один рейс составляет 2000 морских миль (3700 км); Самый продолжительный полет для -200 составлял 6000 морских миль (11000 км) из Буэнос-Айреса в Рим компанией Aerolíneas Argentinas и 5000 морских миль (9300 км) из Парижа на Реюньон рейсами Corsair и French Blue для модели -300. К августу 2019 года A330 появлялся более чем в 400 аэропортах мира более чем 120 эксплуатантами, при этом его средняя надежность отправки составляла более 99 проц., а годовой налет доходил до 6000 часов.

В Бразилии Airbus A330 эксплуатировался уже несуществующей компанией TAM Linhas Aéreas, которая в период с 1998 по 2016 год использовала до 23 самолетов. Их использование было прекращено после слияния с LAN Chile, в результате которого была создана Latam Airlines. Также несуществующая Avianca Brasil эксплуатировала шесть самолетов с 2014 года по конец своей деятельности в 2019 году.
В настоящее время Azul Linhas Aéreas является единственной авиакомпанией, использующей эту модель в Бразилии, с 11 единицами вариантов -200 и -900neo.

По состоянию на сентябрь 2022 года заказы на самолеты семейства A330 составляли 1761 самолет, из которых 1548 были поставлены, а 1458, в том числе 596 самолетов A330-200, 38 -200F, 740 -300, 6 -800 и 78 -900, находились в эксплуатации авиакомпаниями. Пятью крупнейшими операторами являются Turkish Airlines (61 борт), Delta Air Lines (60), China Eastern Airlines (55), Air China (54), China Southern Airlines (40).

Андрей Бочкарев