41-я годовщина катастрофы “самолета-убийцы” Ил-62 в Варшаве

41 год назад (14 марта 1980 г.) самолет Ил-62 “Николай Коперник“, принадлежавший польской авиакомпании LOT, вылетевший из Нью-Йорка, разбился возле варшавского аэропорта Окенце. Погибли 77 пассажиров и 10 членов экипажа рейса LO 007. Самолет должен был вылететь из Нью-Йорка 13 марта 1980 года около 19:00 по местному времени, но сильная метель и необходимость расчистить взлетно-посадочную полосу, а затем  провести противообледенительные процедуры, вызвали долгую задержку. Старт наконец состоялся в 21:18. После девяти часов обычного полета, около 11:12 по местному времени, самолет, пилотируемый капитаном Павлом Липовчаном и вторым пилотом Тадеушем Лохоцким, приближался к аэропорту Окенце, где планировал совершить посадку на взлетно-посадочной полосе с номером 15.

За минуту до плановой посадки экипаж доложил диспетчерам, что не загорелся индикатор выдвижения шасси. Такие поломки у советских самолетов случались довольно часто. Экипаж провел воздушное судно над аэропортом и повторил заход на посадку. Тогда сотрудники аэропорта в бинокли проверили выход шасси. Оно действительно не было выпущено.

Авиадиспетчер дал указание экипажу поднять  самолет с потолка 250 метров до 650 метров. Когда по команде командира бортинженер увеличил мощность двигателей,  сломался вал турбины низкого давления двигателя №2, и турбина, свободно вращаясь в потоке газов, разогналась до скорости, при которой она разлетелась на три части,  полностью разрушив двигатель со всех сторон, повредив двигатель № 1, пробив фюзеляж, что привело к разрушению рулевых систем, блока питания черного ящика и самописца кабины, а также повреждению двигателя № 3. В результате полностью перестали работать двигатели 2 и 3, вышел из строя двигатель № 1, потеряна управляемость самолета, и параметры последних 26 секунд полета, к сожалению, не удалось зарегистрировать.

После 26 секунд практически полностью неуправляемого снижения самолет Ил-62  своим правым крылом срубил дерево и врезался в здание на земле. Пилоту, изменившему направление падения самолета, лишь отклонив элероны на крыльях, удалось уклониться от зданий изолятора для несовершеннолетних. При ударе о землю самолет разбился на множество частей. Для того чтобы их затем достать  пришлось частично откачать воду из рва. Тело капитана Липовчана нашли на улице среди жилых домов. Тела оставшихся жертв лежали разбросанными среди останков самолета. По словам прибывших на место аварии врачей, многие из пострадавших  в момент удара о землю, скорее всего, спали. Некоторые, однако, знали, что самолет вот-вот рухнет, и держались за свои сиденья так крепко, что  в момент крушения мышцы и сухожилия их рук были разорваны.

По горькой иронии судьбы, в тот момент, когда падал “Коперник“, в аэропорту  Окенце проходила конференция по повышению безопасности пассажирских полетов. Вскоре после аварии была создана специальная комиссия для выяснения причин крупнейшей на тот момент авиакатастрофы в Польше. В официальном сообщении говорилось, что причиной трещины стали материальные и технологические дефекты вала двигателя №2, вызывающие концентрацию напряжений и усталость материала, в результате чего  сломался вал двигателя. Этот двигатель ранее показал повышенный уровень вибрации во время работы, о чем  был проинформирован производитель. В ответе говорилось, что  использовать двигатель НК-8-4 с повышенным уровнем вибрации допустимо. Выводы комиссии были отправлены в Советский Союз. Однако его власти  отвергли отчет комиссии как недостоверный. Они утверждали, что перелом вала двигателя был результатом аварии, а не ее причиной. Только после трагедии с рейсом 5055, произошедшей семь лет спустя, вызванной также  дефектом  вала двигателя, советские власти очень неохотно согласились с выводами комиссии.

Среди других пассажиров на борту самолета находились, эстрадная певица Анна Янтар, американский этномузыколог Алан Мерриам, 22 члена сборной США по любительскому боксу и шесть молодых делегатов из варшавских университетов, возвращающиеся со встречи Международной ассоциации студентов экономических и коммерческих наук AIESEC.

Список членов экипажа:
Павел Липовчан (капитан);
Тадеуш Лохоцкий (2-й пилот);
Ян Любневский (бортинженер);
Константин Чоржевский (штурман);
Стефан Вонсевич (радист);
Алисия Дуряс (старший бортпроводник);
Алисия Мормол Дудлей (бортпроводник);
Эльжбета Грабовска (бортпроводник);
Кристина Кравчик (бортпроводник);
Иоанна Подстольская (бортпроводник).

Деловая авиация AVIAV TM