злополучный "сухой суперджет"

Аэрофлот сдался и вновь согласился принять во флот SSJ-100

«Первая партия из 5 машин SSJ100 была изготовлена и доставлена лизингодателю», – говорится в совместном коммюнике компании «Гражданские самолеты Сухого» и Министерства промышленности и торговли России.

злополучный
SSJ100

Машины предназначены для Аэрофлота, который в поддержку авиационной отрасли России согласился заказать 100 таких самолетов, приобретение которых будет оплачено государственным арендодателем из кармана налогоплательщиков. На данный момент российскому производителю не удалось убедить иностранные авиакомпании эксплуатировать эти машины. Последним зарубежным перевозчиком был мексиканский Interjet, который, однако, решил снять их с эксплуатации в августе 2019 года. Тогда компания ГСС пыталась соблазнить норвежскую бюджетную авиакомпанию Norwegian, предлагая не только кредит, но и в качестве бонуса право летать над Сибирью. Российские СМИ в то время бросились распускать слух о «почти заключенном контракте», но Norwegian категорически его опроверг: теперь только контракт на поставку для Аэрофлота обеспечит работу заводов «Сухого».

Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров не смог похвалить преимущества решения Аэрофлота от 4 января 2020 года, поскольку его последствия якобы станут большим стимулом для развития самых передовых технологий, огромным вкладом в добавленную стоимость и импульсом для развития региональных аэропортов, потому что все больше россиян будут летать. В свою очередь президент «Сухого» Юрий Слюсар заверил, что его компания постоянно совершенствует производимые им машины, а с 2020 года разработает новую модель сотрудничества с перевозчиками, которые будут эксплуатировать SSJ100. До сих пор одной из причин низкого интереса к «Сухому» был не только их уровень отказов, но и хроническое отсутствие запасных частей. Это привело к тому, что бельгийский CityJet и мексиканский Interjet не выдержали.

В свою очередь, президент Аэрофлота Виталий Савельев не скрывал, что одним из обязательств крупнейшего российского перевозчика является оказание поддержки отечественным производителям(?!). Авиакомпания, которая в последние недели упоминается как одна из самых пунктуальных в мире и любимый перевозчик между Европой и Китаем, располагает авиапарком из 247 машин – 132 средне- и дальнемагистральных аэробуса, 66 – Boeing B777 и B737, а также и 49 SSJ100, которые с переменным успехом эксплуатируются там с 2011 года. Завершение поставок по новому контракту запланировано на 2026 год.

На рынке российские самолеты считаются не только чрезвычайно аварийными машинами, но и смертельно опасными. Со времени их ввода в эксплуатацию в 2008 году было зарегистрировано 52 инцидента, в том числе несколько катастроф, в результате которых погибли люди. Самый громкий произошел во время рекламного полета в Индонезии в 2012 году, тогда погибло 45 человек — все находившиеся на борту. Самолет Аэрофлота, сгоревший в московском аэропорту Шереметьево с 78 людьми, также унес жизни 41 пассажира. Т.е. по статистике, на борту SSJ100 вероятность погибнуть в несколько раз выше, чем на борту любого другого ныне эксплуатируемого гражданского рейсового самолета.

Андрей Бочкарев