В прошлогоднем протесте японских женщин против запрета носить очки на работе нет ничего нового. Строгие требования к внешнему виду и косметике на рабочем месте действуют практически во всех странах мира и во всех отраслях.
Они особенно строги в авиакомпаниях и в банковском секторе. И в отличие от Японии это касается как женщин, так и мужчин, хотя для женщин существует больше ограничений.
Так же, как японские женщины, которым некоторые работодатели приказывают носить оптические линзы, если у них есть дефект зрения. Протестовали, например, стюардессы Turkish Airlines, которым несколько лет назад было запрещено использовать красную и ярко-розовую помаду, распускать волосы или красить их в «неестественные» цвета. В то время в Турции вспыхнул скандал, в обществе поляризовались мнения, но в итоге разрешение на свободный выбор губной помады и лака для ногтей было восстановлено. Хотя и не без труда и оговорок, тогдашний глава Темель Котил вернул через неделю старые правила. С другой стороны, в дубайской авиакомпании Emirates женская часть экипажа обязана красить губы красной помадой «Russian Red». Если они красят ногти, они должны быть либо одного цвета с помадой, либо бесцветной.
Во всяком случае, именно авиалинии являются самыми строгими, когда дело доходит до внешнего вида сотрудников. Речь идет не об одежде, так как все сотрудники – и те, кто работает на земле, носят одинаковую форму, но, например, по арабским или азиатским линиям, немыслимо, чтобы по крайней мере один волос торчал из профессионально уложенной прически. Все недостатки кожи должны быть покрыты тональным кремом.
В Alaska Airlines дадут работу тому, кто не подтвердит документально, что воздерживается от курения в течение как минимум шести месяцев. В United Airlines стюардесса не имеет права носить более 2 колец на каждой руке, и у нее должен быть легкий макияж, что строго запрещено для мужчин. В большинстве авиакомпаний строго определена даже длина ногтя, который не может выступать более чем на полтора миллиметра за кончик пальца. Правила, возможно, не такие строгие, также применяются в других авиакомпаниях.
Глава LOT Crew, компании, занимающейся набором бортовых сотрудников, в прошлом году на Facebook публично раскритиковала внешний вид бортпроводников в British Airways: «Сегодня моё внимание привлекла униформа и внешний вид членов летного экипажа British Airways. Не стандартизированные туфли, дырки в колготках, облегающая униформа, двойной подбородок, портящиеся и неровные зубы, прическа в беспорядке». После этого поста Катаржина Рихтер была уволена.
Строгие правила также применяются к весу бортпроводников. Стюардессы Turkish Airlines взвешиваются всякий раз, когда они приходят на работу. Air India угрожает не допустить к полетам (то есть зарабатывать деньги) 600 из 3500 членов экипажа, если они не похудеют В результате 130 человек потеряли работу. В BMI Air India стюардессы или стюарды не могут быть ниже ростом, чем 155 (женщины) и 170 см (мужчины).
В банковском секторе дамы могут выбрать черный темно-синий костюм, серый с брюками или юбку ниже колен. Блузка должна быть белой или в одном из пастельных тонов. Обувь не должна быть на высоком каблуке. Колготки только телесного цвета и рекомендуется носить вторую пару в запасе, если случайно одни порвутся. Сумка должна быть цвета пояса и туфель, но портфель считается более профессиональным. Ювелирные изделия должны быть сведены к минимуму (а лучше вообще без них), а если у кого-то есть татуировки, они должны быть полностью покрыты на работе. Немыслимо, например, носить несколько сережек или пирсинг в бровях или на языке.
В страховой отрасли действуют те же правила, что и в банковской сфере.
Но в банковской сфере бывают некоторые послабления, и это началось с лондонского Сити, когда было решено ослабить дресс-код и ввести вариант более повседневной одежды по пятницам. Обычай был принят, но ненадолго, потому что работники банков также встречались с клиентами по пятницам.
Но, в свою очередь, Virgin Atlantic весной 2019 года проинформировала своих бортпроводников, что если дамы не хотят пользоваться декоративной косметикой, то эта обязанность с них снимается. А один из рейсов по маршруту Лондон-Нью-Йорк обслуживали сотрудники из ЛГБТ-сообщества. Тогда были разговоры о предстоящей революции, которую, однако, как это было в случае «casual Friday», также не приняли.
Андрей Бочкарев