Аэропорт Хитроу

Аэропортовые сборы растут, но качество обслуживания пассажиров и авиакомпаний падает

“Кошмарный сон становится действительностью”, — говорит глава IATA. Конфликты начинают нарастать с массовым возвращением пассажиров авиаперелетам. Глава IATA обвиняет аэропорты в том, что они наживаются на авиакомпаниях и взимают все растущие сборы, несмотря на то, что предлагают услуги на крайне низком уровне, о чем свидетельствуют многочисленные отмены рейсов и введение лимитов пассажиров.

Amsterdam Schiphol
Amsterdam Schiphol

Последние несколько недель показали, что люди готовы вернуться к полетам и не намерены оставаться дома в отпуске. Вскоре выяснилось, что авиакомпании в большинстве случаев могли обеспечить достаточное количество мест, но узким местом оказались аэропорты. Такие гиганты, как Хитроу или Амстердам-Схипхол, не справляются с наплывом все большего количества пассажиров, а другие порты вводят лимиты на количество пассажиров в сутки. Это то, что он сделал, среди прочих Амстердам, что вынудило многие авиакомпании приостановить некоторые рейсы.

Уолш: Кошмар становится фактом

Глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) очень резко высказывается по поводу этой ситуации. “Нам нужно критически оценивать те аэропорты, которые не могут перестать повышвть аэропортовые сборы, не обеспечивая при этом основных функций аэропорта. В некоторых портах, таких как Хитроу, мы замечаем некоторые трудности, и так уж получилось, что именно этот аэропорт поднял ставки больше всего”, — заявил генеральный директор ассоциации во время конгресса IATA в Дохе Вилла Уолш. Он добавил, что таким действиям аэропортов необходимо положить конец, потому что они не могут «отстроить свои убытки и прибыльность за счет взимания платы с людей, которые не летали, потому что не могли, а теперь летают и должны платить больше”. Более того, он также добавил, что этот способ ведения бизнеса требует регулирования и носит монополистический или квазимонополистический характер.

“Кошмарный сон становится действительностью. Хитроу получил одобрение на повышение сборов на 50 проц. и хочет большего. Схипхол подтвердил повышение аэропортовых сборов на 37 проц. на 2022-2024 годы. Дублин присоединился к этой группе и намерен поднять ставки на целых 80 проц. в 2023-2026 годах. Аэропорты, ожидающие самого высокого увеличения, — это те, которые разочаровывают своих клиентов на базовом уровне”, — сказал Вилли Уолш, генеральный директор IATA. Он также подчеркнул, что именно эти аэропорты входят в группу худших с точки зрения быстрого возвращения пассажиров и являются местом, где царит наибольшая неразбериха. По словам главы IATA, это вызывает вопросы о компетенции их руководств, которые должны, наконец, приступить к работе.

Самый высокий рост, худшее качество услуг

“Ироничная ситуация. Аэропорты, ожидающие наибольшего роста трафика, — это те, которые подводят своих клиентов на базовом уровне”, — подчеркнул Уолш. Глава IATA отметил, что из 100 крупнейших аэропортов более половины объявили о повышении сборов в 2022-2023 годах, рассчитывая, что клиенты покроют их убытки, которые аэропорты во время пандемии. “Уважаемый клиент, сегодня мы удвоим цены за ваш кофе, потому что вчера вы не могли его купить. Кто примет такой подход?”, — с горечью вопрошал Уолш.

Комментарии Уолша быстро привлекли большое внимание в отрасли. Стало очевидным, многие авиакомпании полностью согласны с его мнением и считают, что аэропортовые сборы не должны повышаться в период постпандемического восстановления трафика. Это, в свою очередь, означало, что реакция другой стороны не заставила себя долго ждать.

Затраты на содержание инфраструктуры огромны

“Недавние заявления IATA не отражают текущую рыночную и экономическую ситуацию в аэропортах, авиакомпаниях, агентах по обслуживанию и других участниках отрасли, которые вместе восстанавливают авиацию после исторического кризиса”, — написал в своем заявлении генеральный директор ACI Луис Фелипе де Оливейра.

Аэропорт Схипхол
Аэропорт Схипхол

В своей позиции он подчеркивает, что, хотя ставки аэропортовых сборов составляют лишь небольшую часть расходов авиакомпаний, они имеют принципиальное значение как источник доходов для руководителей аэропортов, которым приходится нести расходы на содержание инфраструктуры. “Доходы от аэропортовых сборов (взимаемых как с авиакомпаний, так и с пассажиров) составляют до 55 проц. от общих доходов аэропорта. Это ключевой источник прибыли, необходимый для инвестирования в устойчивую инфраструктуру и технологии, которые обеспечат рост в будущем. Аэропортовые сборы, однако, составляют менее 5 проц. от исторически понесенных затрат авиакомпаний”, — подчеркивает представитель ACI.

ACI напоминает, что операторы аэропортов понесли огромные убытки во время пандемии — только в 2020 году они, по его словам, достигли 65,5 млрд долларов США. За это время затраты выросли, а доходы были крайне низкими. Организация указывает, что, вопреки тому, что говорит Уолш, в период COVID-19 аэропорты значительно сократили расходы, но отличительной чертой их деятельности является высокий уровень постоянных затрат, связанных с содержанием инфраструктуры, которые невозможно перепрыгнуть.

Ставки слишком низки. Мы должны разделить риск

Ставки аэропортовых сборов до начала пандемии снижались по всему миру. По словам де Оливейры, во всем мире плата за пассажирские перевозки за последние пять лет до 2019 года снизилась на 20 проц. Он также напоминает, что во многих странах тарифы регулируются и привязаны к количеству пассажиров – чем их больше, тем ниже тарифы и наоборот.

“Настало время изменить экономику аэропортовых сборов на такую, которая лучше отражает ситуацию на рынке и позволяет авиакомпаниям и портам разделить риски. Глобальные правила должны быть справедливыми по отношению ко всей экосистеме, чтобы мы могли и перестраиваться, и развиваться устойчивым образом в будущем на благо нашего конечного пользователя — пассажира”, — заключает генеральный директор Международной ассоциации аэропортов.

Андрей Бочкарев