Великобритания намерена приостановить принцип обязательного использования слотов

Правительство Великобритании представило парламентариям в Вестминстере закон, который поможет авиакомпаниям предотвратить отмену рейсов в последнюю минуту в летний час пик. Предлагаемые положения позволят провести однократную «амнистию» правила слота «используй или потеряй». Из-за нехватки персонала в главном лондонском аэропорту Хитроу авиакомпаниям было предложено сократить количество рейсов.

Аэропорт Хитроу
Аэропорт Хитроу

Слот дает право использовать весь спектр инфраструктуры аэропорта, в т.ч. взлетно-посадочную полосу, терминал и выходы на посадку необходимые для выполнения авиасообщения в аэропорту в конкретную дату и время. Слоты — это очень ценные активы, которыми перевозчики располагают в конкретном аэропорту, в частности в очень загруженных аэропортах, например, Лондон-Хитроу или Амстердам-Схипхол. Авиакомпании обязаны совершать определенное минимальное количество рейсов, чтобы сохранить право на взлет и посадку в заданное время дня или ночи. Однако из-за пандемии коронавируса и связанных с ней увольнений работников аэропортов многие компании не смогли и до сих пор не могут вовремя набрать достаточное количество работников наземного обслуживания.

Это привело к частой отмене многих рейсов в крупных европейских портах. Авиакомпании, как очень прямо выразился глава IATA, очень недовольны сложившейся ситуацией. “Кошмарный сон становится действительностью. Хитроу получил одобрение на повышение сборов на 50 проц. и хочет большего. Схипхол подтвердил повышение аэропортовых сборов на 37 проц. на 2022-2024 годы. Дублин присоединился к этой группе и намерен поднять ставки на целых 80 проц. в 2023-2026 годах. Аэропорты, ожидающие самого высокого увеличения, — это те, которые разочаровывают своих клиентов на базовом уровне”, — сказал Вилли Уолш, генеральный директор IATA.

Чтобы противодействовать отмене рейсов в сезон отпусков, британское правительство представило парламенту законопроект, предлагающий разовое отступление от правила слотов, что позволило бы авиакомпаниям планировать рейсы заранее и создавать работоспособное расписание летних рейсов. Действие направлено на то, чтобы свести к минимуму сбои в выполнении рейсов, с которыми сталкиваются британские аэропорты. Представленное средство уникально тем, что британские власти были твердо привержены возвращению к старому правилу слотов, т.н. “используй или потеряй”. Это также действие, предпринятое в переходный период, когда авиационная отрасль пытается набрать необходимый персонал для работы в аэропорту. У авиаперевозчиков будет возможность вернуть свои слоты, но только до конца лета, которым они не уверены, смогут ли воспользоваться.

Brexit помог принять решение

“Британцы пошли на огромную жертву в связи с пандемией, и для многих это будет отпуск, которого они заслуживают и которого у них не было годами. Вот почему так важно, чтобы им не приходилось иметь дело с отменой рейсов в последнюю минуту и ​​хаосом в аэропортах. Когда система не может этого обеспечить, я сделаю все, что в моих силах, чтобы предотвратить это. Законодательство направлено на то, чтобы помочь авиакомпаниям вселить в пассажиров уверенность и обеспечить бесперебойную работу в ближайшие месяцы”, — заявил министр транспорта Великобритании Грант Шаппс.

В последние недели многим авиакомпаниям пришлось отменить рейсы, которые они не могут выполнить, часто в последнюю минуту. Действия правительства Великобритании, о которых было объявлено 21 июня, должны дать пассажирам больше уверенности в том, что их рейс состоится, а если нет, то у путешественников будет достаточно времени, чтобы найти альтернативу. Британское правительство указывает, что предлагаемый закон возможен благодаря Brexit, поскольку Соединенное Королевство больше не связано общим законодательством ЕС.

Аэропорт Хитроу
Аэропорт Хитроу

Любые освободившиеся слоты, будут доступны другим авиакомпаниям для использования в течение оставшейся части текущего летнего сезона, а затем будут возвращены перевозчикам, которым они обычно принадлежат, на следующий сезон. Чтобы закон вступил в силу, он должен быть одобрен парламентом.
Министр авиации Великобритании Роберт Кортс сказал: “Это чрезвычайно трудное время для нашей возрождающейся авиационной отрасли, но мы не должны допускать, чтобы пассажиры прибывали в аэропорт только для того, чтобы узнать, что их рейс задержался из-за длительных задержек”.

Предложение слотов последовало за обсуждениями, которые мы провели с аэропортами и авиакомпаниями, чтобы понять, чем мы можем им помочь, и убедиться, что они могут соблюсти реалистичные расписания рейсов и сделать лето огромным успехом для миллионов британцев.

Приостановка действия принципа “используй или потеряешь”

До пандемии слоты регулировались по принципу “используй или потеряешь”, который означает, что авиакомпании должны были использовать слоты не менее чем на 80 проц. чтобы сохранить это право еще на год. Действия правила было приостановлен два года назад, так как пандемия COVID-19 парализовала авиасообщение по всему миру. Когда весной авиасообщение начало восстанавливаться, британское правительство решило вернуться к старой политике.

С марта этого года авиакомпании должны были использовать свои слота не менее чем на 50 проц., а к пику летнего сезона этот показатель был увеличен до 70 проц. Такие правила вынуждают некоторые авиакомпании выполнять спорные рейсы-призраки, чтобы сохранить свои слоты. Такие рейсы выполняла, например, Lufthansa.

Положительная реакция отрасли

Предложение, вероятно, станет хорошей новостью как для авиакомпаний, так и для пассажиров, и до сих пор реакция отрасли была положительной. Генеральный директор Airlines UK Тим Олдерслейд назвал это “долгожданным шагом, который поможет построить более устойчивую работу этим летом, дополняя меры, уже принятые сектором”. “Мы продолжим работать с министрами и всей авиационной экосистемой, чтобы наши пассажиры летали как можно более комфортно и без перебоев”, — добавил Алдерслейд.

Министр транспорта Грант Шаппс и министр авиации Роберт Кортс призвали перевозчиков разработать реалистичный график летних полетов. Многим авиакомпаниям, выполняющим рейсы из лондонского аэропорта Хитроу, было предложено отменить определенные рейсы.

Шокирующие фотографии сотен оставленных без присмотра единиц багажа в лондонском аэропорту Хитроу были опубликованы в минувшие выходные. Соответственно, в понедельник авиакомпании попросили отменить 10 процентов своих рейсов, которые будут отправляться из терминалов 2 и 3. Было отменено 90 рейсов, пострадало 15 000 пассажиров. Руководство Хитроу пытается улучшить ситуацию, наняв больше людей, но обучение персонала требует времени. Оператор аэропорта объявил, что более 500 человек прошли проверку и обучение безопасности, но только 200 человек приступят к работе в этом месяце.

Андрей Бочкарев