Airbus будет исследовать следы конденсата с помощью высотных планеров Perlan

Airbus UpNext, технологическая компания Airbus, представила программу испытаний для исследования следов конденсата, образующихся в водородном двигателе внутреннего сгорания. Это часть стратегии компании по достижению нулевых выбросов. В проекте Blue Condor будут использоваться два модифицированных планера Arcus: один с водородным двигателем внутреннего сгорания, а другой с обычным двигателем внутреннего сгорания на нефтяном топливе. Использование двух планеров позволит сравнить состав полос, испускаемых на больших высотах.“Нас очень интересуют характеристики полос конденсата. При сжигании водорода не образуется углекислый газ. Но поскольку водяной пар и тепло являются наиболее важными побочными продуктами, сгорание водорода также вызывает полосы, подобные тем, которые производятся обычными авиационными керосиновыми двигателями JetA/A1. Понимание их состава будет иметь ключевое значение для поддержки усилий отрасли по декарбонизации и запуска нашей компанией к 2035 году первого в мире пассажирского самолета без вредных выбросов”, — сказала Сандра Бур Шеффер, генеральный директор Airbus UpNext.

Blue Condor будет поддерживаться командой Perlan Project, отвечающей за модификацию планеров Arcus. В эту команду войдут и пилоты, имеющие опыт высотных полетов. Это будут те же люди, которые установили мировой рекорд дозвуковой высоты полета в 2018 году, а именно 76 124 фута, на планере с кабиной, поддерживающей положительное давление на окружающую среду (Airbus Perlan Mission II).

Данные, собранные измерительными датчиками, установленными на самолете слежения за планерами, будут проанализированы Немецким исследовательским центром DLR, а Airbus предоставит водородную систему и оборудование, включая двигатель внутреннего сгорания, и разработает подробный план испытательного полета.

Чтобы данные, полученные для водородного двигателя и бензинового двигателя JetA/A1, были на 100 процентов сопоставимы, испытательные полеты будут выполняться параллельно в одних и тех же метеорологических условиях. Они пройдут в Северной Дакоте, США, в конце 2022 года и будут выполняться совместно с учеными из Университета Северной Дакоты.

Airbus также проводит другие исследовательские программы, в том числе ECLIF3 (Выбросы альтернативных видов топлива и воздействие на климат) и VOLCAN («VOL avec Carburants Alternatifs Nouveaux»), чтобы лучше понять природу пятен, образующихся при использовании экологичного авиационного топлива.

Также будет продолжен проект Airbus Perlan Mission II. В 2023 году испытательная группа намеревается подняться близко к максимальному расчетному потолку для Perlan 2 (т.е. 90 000 футов) для проведения метеорологических исследований в верхних слоях атмосферы. Если миссия будет успешной, Airbus Perlan Mission II установит мировой рекорд по полетам с неподвижным крылом на самолетах с нулевым уровнем выбросов.

Андрей Бочкарев