Аки Феникс из пепла – Czech Airlines возобновляет деятельность

Czech Airlines, полубездействующий флагманский авиаперевозчик Чехии, подтвердил намерение расширить свой флот и возобновить рейсы. В настоящее время парк авиакомпании состоит всего из двух действующих самолетов, по одному Airbus A319 и A320. Перевозчик вышел из реструктуризации благодаря новому инвестору и намерен к 2024 году приобрести четыре самолета Airbus A220-300. Airbus A319 в настоящее время летает ежедневно как для Czech Airlines, так и для Smartwings, миноритарного владельца чешского перевозчика. Недавно самолет совершил рейс в Париж и из Парижа для чешского флагмана, а для Smartwings самолет вылетел в испанскую Малагу.

A320 также летает для обеих авиакомпаний. Самолет Czech Airlines 12 октября совершал ротацию из Праги в Хургаду, а накануне летал для Smartwings в Анталию и обратно. Париж, обслуживаемый в основном самолетом A319, и Хургада, обслуживаемый A320, в настоящее время являются единственными маршрутами, предлагаемыми чешской авиакомпанией. Рейсы в Париж-Шарль-де-Голль выполняются четыре раза в неделю. К Красному морю до Хургады можно добраться одним из трех рейсов, предлагаемых еженедельно.

Информация об А220, вероятно, является мировым соглашением с Airbus по претензиям 2021 года. В мае прошлого года Airbus подал иски к Czech Airlines на общую сумму почти 17 млрд чешских крон (814 млн долларов США) в связи с невыплатами за семь самолетов (A220 и A320XLR), которые заказал чешский флагманский перевозчик. В октябре 2019 года чешская авиакомпания объявила о пополнении тогдашнего парка самолетов A319 и A330-300, а также о дальнейшем расширении маршрутной сети для выхода на большее количество рынков. По информации перевозчика на тот момент, палуба А220-300 должна была быть рассчитана на 149 пассажиров в одном классе обслуживания, а А321XLR должен был обеспечить высший комфорт в двухклассной компоновке на 195 пассажиров.

Стоит отметить, что в 2019 году Czech Airlines отменила часть заказа на A320neo. У перевозчика имелся заказ на семь машин этого типа и отказался от четырех. Поэтому Airbus, не желая терять заказчика, предложил новую комбинацию в виде двух типов самолетов: A220 и A321XLR.

Реорганизация бизнеса прошла успешно

Обескровленная ограничениями, связанными с коронавирусом, и отсутствием государственной помощи, Czech Airlines уведомила Чешское бюро труда в феврале 2021 года о намерении уволить весь свой персонал – 430 сотрудников. Авиакомпания провела реструктуризацию бизнеса. Изменение структуры деловой активности было завершено в июне текущего года.

Еще несколько месяцев назад казалось почти неизбежным, что Czech Airlines больше никогда не будут летать. Однако, благодаря приобретению нового инвестора, на данный момент ситуация выглядит многообещающе.

Совершенно новая компания Prague City Air, поддерживаемая двумя акционерами частной авиакомпании Smartwings, теперь владеет 70 процентами акций Czech Airlines. Smartwings остается владельцем оставшихся 30 процентов. В начале прошлой недели чешская флагманская авиакомпания отметила свое 99-летие.

Парк из  семи самолетов

План предполагает, что в среднесрочной перспективе у Czech Airlines будет около семи самолетов, которые авиакомпания намерена использовать для сообщений из своего хаба в Праге и обратно. Чешский сайт airways.cz сообщает о новом плане перевозчика. В 2023 году перевозчик намерен арендовать два Airbus А320. В то же время, если авиакомпания найдет покупателя, готового купить самолет по согласованной с Czech Airlines цене, она попытается продать свой единственный А319.

Затем, через год, в 2024 году, перевозчик надеется пополнить свой флот четырьмя самолетами Airbus A220-300. Скорее всего, они будут приобретены по договору долгосрочной аренды без обслуживания.
В рамках реорганизации бизнеса в прошлом году авиакомпания отменила заказ на три самолета A321XLR и четыре самолета A220-300. Это побудило Airbus потребовать финансовую компенсацию в размере почти 1 миллиарда долларов. Airbus A220 должен был быть доставлен в конце 2020 года.

Андрей Бочкарев