Boeing начинает симуляционные испытания 737 MAX

Два независимых источника сообщают, что в начале ноября пилоты начнут тесты на тренажере, чтобы вернуть в эксплуатацию самолеты 737 MAX, которые заземлены с марта.
Этот довольно неожиданный отчет вселяет умеренный оптимизм по поводу возвращения к рейсам злополучных авиалайнеров в конце января. Однако следует помнить, что испытания будут контролироваться только Федеральным авиационным агентством (FAA). Это подтверждает информацию, что европейский регулятор намерен провести отдельный, собственный процесс сертификации.

photos737max - Boeing начинает симуляционные испытания 737 MAX

737max на заводской парковке

Международный характер сертификации уже не поможет. Симуляцией ситуации, с которой столкнулись пилоты Lion Air и Ethiopian Airlines, подвергнутся пилоты всех американских авиакомпаний с последним 737 в парке и выбранные представители перевозчиков со всего мира. Невозможно пригласить пилотов всех пользователей MAX к сотрудничеству, но никто не говорит, какими требованиями будут руководствоваться организаторы испытаний при выборе партнеров. Заявлено только, что они представят самый широкий географический охват.
Недостаток доверия

Это не единственное неизвестное в протоколе испытаний. Тесты должны занять неделю, и после них должно быть принято решение о сертификационных полетах. Однако не совсем понятно, как будут выглядеть сами испытания. Говорят, что пилоты должны столкнуться с отказом системы MCAS. Именно этот дефект предположительно мог привести к катастрофам обоих MAX-ов. Но вопрос в том, как можно протестировать систему, если еще точно не мы знаем, что произошло в октябре 2018 года и марте этого года?

По данным некоторых источников, компания уже в 2016 году, то есть за два года до первой катастрофы, знала, что система, установленная в MAX, имеет серьезный недостаток. Тогдашний главный технический пилот проекта Boeing 737 написал другому пилоту, что система «включается как сумасшедшая» и что проблема с ней «вопиющая». Эти мнения не были переданы в Федеральное авиационное управление, которое должно было разрешить эксплуатацию машин. А уже 2017 году MAX-ы начали летать. Год спустя произошла первая катастрофа.

«Как пилоты, мы потеряли некоторую уверенность в 737, так как производитель не сообщил нам об установке этой системы. Эта система была не описана в инструкции и мы не знали, что она была установлена на самолете», — рассказал корреспонденту нашего портала один из пилотов. «Что касается второй трагедии, то пилоты незадолго до катастрофы нарушили инструкции. Это немыслимо», — добавляет он.

Близок ли конец заземления?

MAX не летают с марта текущего года. Это создает проблемы для производителя, авиакомпаний и пассажиров. Однако сейчас никто не хочет спешно поднимать машины в воздух. Последний доклад международных специалистов содержит серьезные претензии к работе Boeing и FAA. Теперь федеральное агентство намерено пригласить ассоциации пилотов и другие заинтересованные стороны для наблюдения за испытаниями. Прозрачность должна быть максимально полной.

FAA должно проверить, что пилоты за штурвалом MAX поведут себя так, как требует производитель. В случае двух катастроф, в результате которых погибло 346 человек, летчики не знали, что происходит. Это то, что точно известно в настоящее время.
Если испытания будут проведены в соответствии с требованиям производителя и FAA, то срок начала возобновления эксплуатации MAX в конце этого года или начале следующего становится реальным. Однако следует помнить, что отмена запретов на полеты, вероятно, будет распространяться только на Соединенные Штаты и, возможно, Канаду. Европа и Азия, похоже, больше не доверяют FAA и на основе собственных исследований примут решение, когда взлетит последний 737.

Андрей Бочкарев