Boeing737MAX8 AirCanada

Boeing начинает симуляционные испытания 737 MAX

Два независимых источника сообщают, что в начале ноября пилоты начнут тесты на тренажере, чтобы вернуть в эксплуатацию самолеты 737 MAX, которые заземлены с марта.
Этот довольно неожиданный отчет вселяет умеренный оптимизм по поводу возвращения к рейсам злополучных авиалайнеров в конце января. Однако следует помнить, что испытания будут контролироваться только Федеральным авиационным агентством (FAA). Это подтверждает информацию, что европейский регулятор намерен провести отдельный, собственный процесс сертификации.

737max на заводской парковке
737max на заводской парковке

Международный характер сертификации уже не поможет. Симуляцией ситуации, с которой столкнулись пилоты Lion Air и Ethiopian Airlines, подвергнутся пилоты всех американских авиакомпаний с последним 737 в парке и выбранные представители перевозчиков со всего мира. Невозможно пригласить пилотов всех пользователей MAX к сотрудничеству, но никто не говорит, какими требованиями будут руководствоваться организаторы испытаний при выборе партнеров. Заявлено только, что они представят самый широкий географический охват.
Недостаток доверия

Это не единственное неизвестное в протоколе испытаний. Тесты должны занять неделю, и после них должно быть принято решение о сертификационных полетах. Однако не совсем понятно, как будут выглядеть сами испытания. Говорят, что пилоты должны столкнуться с отказом системы MCAS. Именно этот дефект предположительно мог привести к катастрофам обоих MAX-ов. Но вопрос в том, как можно протестировать систему, если еще точно не мы знаем, что произошло в октябре 2018 года и марте этого года?

По данным некоторых источников, компания уже в 2016 году, то есть за два года до первой катастрофы, знала, что система, установленная в MAX, имеет серьезный недостаток. Тогдашний главный технический пилот проекта Boeing 737 написал другому пилоту, что система «включается как сумасшедшая» и что проблема с ней «вопиющая». Эти мнения не были переданы в Федеральное авиационное управление, которое должно было разрешить эксплуатацию машин. А уже 2017 году MAX-ы начали летать. Год спустя произошла первая катастрофа.

«Как пилоты, мы потеряли некоторую уверенность в 737, так как производитель не сообщил нам об установке этой системы. Эта система была не описана в инструкции и мы не знали, что она была установлена на самолете», – рассказал корреспонденту нашего портала один из пилотов. «Что касается второй трагедии, то пилоты незадолго до катастрофы нарушили инструкции. Это немыслимо», – добавляет он.

Близок ли конец заземления?

MAX не летают с марта текущего года. Это создает проблемы для производителя, авиакомпаний и пассажиров. Однако сейчас никто не хочет спешно поднимать машины в воздух. Последний доклад международных специалистов содержит серьезные претензии к работе Boeing и FAA. Теперь федеральное агентство намерено пригласить ассоциации пилотов и другие заинтересованные стороны для наблюдения за испытаниями. Прозрачность должна быть максимально полной.

FAA должно проверить, что пилоты за штурвалом MAX поведут себя так, как требует производитель. В случае двух катастроф, в результате которых погибло 346 человек, летчики не знали, что происходит. Это то, что точно известно в настоящее время.
Если испытания будут проведены в соответствии с требованиям производителя и FAA, то срок начала возобновления эксплуатации MAX в конце этого года или начале следующего становится реальным. Однако следует помнить, что отмена запретов на полеты, вероятно, будет распространяться только на Соединенные Штаты и, возможно, Канаду. Европа и Азия, похоже, больше не доверяют FAA и на основе собственных исследований примут решение, когда взлетит последний 737.

Андрей Бочкарев