Аэрофлот бесплатно перевезёт снаряжение дайверов и серфингистов

Деловая репутация российских авиакомпаний после национализации иностранных самолетов пострадала безвозвратно

Ведение бизнеса в стране без верховенства закона может быть довольно рискованным. В этом убедились компании, в основном из Ирландии, сдающие самолеты в лизинг российским перевозчикам. Они могут никогда не увидеть свои 515 самолетов стоимостью почти 10 миллиардов долларов.Сервис жалоб на авиационного перевозчика «Победа»

Президент России Владимир Путин утвердил закон о «национализации» самолетов, переданных в аренду российским авиакомпаниям, что очень затрудняет их возвращение из страны, вторгшейся в Украину и столкнувшейся с многочисленными санкциями, введенными Евросоюзом, Великобританией и США.

По словам комиссара ЕС по транспорту Адины Валеан, агрессор таким образом нарушил Чикагскую конвенцию, то есть международные правила, составляющие основу гражданской авиации. «Европейская комиссия работает с регулирующими органами, чтобы вернуть самолеты», — сказала Валеан Европейскому парламенту. Впрочем, у арендодателей не так много иллюзий и надежд.

Комиссар ЕС по транспорту даже позже добавил, что исход этих усилий как минимум трудно предсказать из-за поведения московских политиков. Правда, несколько десятков самолетов вернулись к своим владельцам, но это произошло до закрытия воздушного пространства стран ЕС и Великобритании для авиакомпаний крупнейшей страны мира. Остальные остаются в России.

Узкое поле деятельности

К несчастью для арендодателей, они мало что могут сделать, если только Путин не передумает. Оставалась лишь надежда на то, что вторжение закончится и санкции против России будут быстро сняты. Бермудские острова и Ирландия аннулировали сертификаты летной годности многих самолетов, базирующихся в России, что фактически лишило самолет статуса «безопасного для полетов». Правда, новый указ директивных органов из Москвы заменяет выдаваемые Россией сертификаты летной годности, но за пределами страны они приниматься не будут. Это означает, что самолеты не могут быть арестованы до тех пор, пока они не вылетят из России. Однако беглый взгляд на расписание рейсов важнейших аэропортов агрессора показывает, что в значительной степени это внутренние рейсы. В Европе остаются  исключениями Беларусь и Сербия.

«Вы даже не можете послать туда пилота, потому что в данный момент вы не можете попасть в Россию», — сказал Патрик Оннебир, специализирующийся на международном авиационном праве. Что делает нынешнюю ситуацию чрезвычайно сложной, так это огромное количество самолетов и неуверенность в том, вернут ли лизинговые компании свои инвестиции. «Мы говорим о больших деньгах», — сказал Тадас Гоберис, глава  AviaAM Leasing, выступая на отраслевом мероприятии в середине марта.

Оннебир напомнил, что даже если страховка действительна, полисы обычно включают лимиты автопарка,   ограничивающие  сумму, которую страховщики готовы заплатить. Никто не предполагал, что весь арендованный авиапарк может быть национализирован!  «Ограничения этой политики для более крупных авиакомпаний вряд ли будут достаточными для оплаты согласованной стоимости каждого самолета в парке. Кому-то придется понести убытки», —  сказал Оннебир.

Каннибализация после национализации?

Теперь большой вопрос, что Россия собирается делать со всеми этими украденными самолетами? Запреты не позволяют российским самолетам летать по большей части воздушного пространства мира, и даже страны с открытым небом могут не решиться разрешить  прилет самолетов  с сомнительными сертификатами и неопределенными документами на техническое обслуживание.

Запрет Запада на продажу запчастей к самолетам, который подвергся критике со стороны отраслевой лоббистской группы IATA, утверждающей, что это угрожает безопасности, может означать, что российским авиакомпаниям придется разбирать арендованные самолеты. «Они станут «невольными донорами органов» для других самолетов», — однозначно сказал Донал Хэнли, профессор Института авиационного и космического права Университета Макгилла в Монреале.

Даже если санкции против России будут сняты, неясно, какой прием встретит российские авиакомпании, если они обратятся к лизинговым компаниям за дополнительными самолетами. «В каком-то смысле их защищает тот факт, что российское правительство запретило им выполнять свои обязательства», — сказал Хэнли. По мнению профессора, российские перевозчики могут оправдывать свою готовность выполнять свои обязательства, но в то же время оправдывать себя тем, что в этом случае их «отправят на Лубянку». Что означает это место, не нуждается в особых пояснениях, особенно знающим историю европейцам. «Таким образом, в будущем возможно они будут пользоваться доверием без каких-либо последствий», — заявил Хэнли.

Гоберис, в свою очередь, даже считает, что многие авиакомпании, по крайней мере, частные, были бы готовы сотрудничать с лизинговыми компаниями, если бы Путин не вмешался. «К сожалению, у нас есть такой политический аспект, в котором они, скорее всего, не смогут принимать собственные решения», —  подытожил глава  AviaAM Leasing.

«Наш опыт работы с российскими операторами по вопросам безопасности, эксплуатации и даже оплаты был очень хорошим. Все эти отношения, все партнерские отношения, все эти важные для обеих сторон дела оказались  разрушены в одночасье политическими решениями», — добавил Гоберис.

Беларусь была предупреждением

В то время как лизинговые компании говорят, что никто не мог этого предвидеть, Хенрик Хололей, генеральный директор Европейской комиссии по вопросам мобильности, придерживается другого мнения.  «Были известные риски, связанные с Россией, о которых знали все стороны. Отношения со страховщиками были в большей степени коммерческими отношениями, учитывающими риск. Таким образом, мы не являемся стороной таких деловых решений. Таковы были прибыли и убытки этих компаний», — рассуждает Хололей.

Ирландские лизинговые компании, в том числе AerCap, более 140 самолетов которой остаются в России, ощутили на себе риски в регионе в прошлом году, когда в отношении Беларуси были введены санкции после того, как она вынудила авиалайнер Ryanair приземлиться в Минске. Затем под санкции попала национальная авиакомпания «Белавиа», а лизинговые компании столкнулись с необходимостью разорвать контракты с этим  восточноевропейским перевозчиком. Горький опыт потенциальных потерь миллиардов в России не означает, что компании не вернутся туда. Ограничение лизинга с законопослушными и политически приемлемыми странами может быть неблагоприятным для бизнеса.

Андрей Бочкарев