Из-за санкций, введенных против России западными странами, коснувшихся, в том числе “Аэрофлота”, флагманский авиаперевозчик этого северного соседа Китая, находится в сложной ситуации. Запреты на воздушное пространство стран, введших санкции, и перекрытие доступа к запчастям заставляет «Аэрофлот» планировать привлечь до 185,2 млрд рублей (3 млрд долларов США) за счет внезапной эмиссии акций. Авиакомпания планирует заказать новые самолеты.
Евросоюз, США, Великобритания и Канада закрыли свои воздушные пространства для российских самолетов, отрезав “Аэрофлот” от прибыльных западных рынков. Airbus и Boeing, чьи самолеты составляли большую часть парка национальной авиакомпании, приостановили поставки запчастей российским перевозчикам и сервисное обслуживание их воздушных судов. В ответ на объявленное западными производителями прекращение сотрудничества “Аэрофлот” принял решение не выплачивать дивиденды с прибыли за 2021 год. Авиакомпания также не стали публиковать свои результаты за первый квартал этого года, ограждая себя от необходимости раскрывать финансовые последствия санкций.
Теперь и Москве, и “Аэрофлоту” приходится искать возможности поддержать остановившуюся деятельность. Поддержка флагманского перевозчика правительством РФ — единственная возможность для оператора как-то функционировать, даже несмотря на то, что авиакомпания не может нормально работать, поскольку имеют право летать по очень небольшому числу международных направлений. Недавно Китай закрыл небо для самолетов Airbus и Boeing, которые до сих пор используются российскими авиакомпаниями. Действия Пекина связаны с тем, что московские власти не смогли предоставить данные о том, какие самолеты соответствуют нормам безопасности.
Выпуск акций и заказ на 300 новых самолетов
Аэрофлот, российский перевозчик, полностью контролируемый Кремлем, объявил, что акционеры на годовом собрании одобрили выпуск 5,42 млрд новых акций, которые будут доступны для покупки по цене 34,29 рубля за акцию в открытом выпуске.
Российский флагман также планирует заказать 300 самолетов у российского производителя – Объединенной авиастроительной корпорации, которая в основном принадлежит Ростеху, российскому государственному авиационно-оборонному конгломерату. Наш корреспондент со ссылкой на два источника сообщила, что “Аэрофлот” рассматривает возможность покупки самолетов средней дальности – “Иркут МС-21”, также известных как МС-21, которые могут перевозить более 200 пассажиров. В этом году “Росавиация” планирует выдать сертификат и разрешение на их коммерческую эксплуатацию.
“Аэрофлот” также намерен купить еще несколько моделей Superjet 100, от которых авиакомпания ранее старалась избавиться любыми способами. Это основной российский пассажирский самолет, производимый в этой евроазиатской стране, который обычно перевозит около 100 пассажиров. В меньшем количестве перевозчик будет покупать Ту-214, которые могут перевозить на борту почти 200 человек. Из-за введенных санкций авиакомпания сильно пострадала от снижения доходов и количества обслуженных пассажиров. Количество путешественников, совершивших перелет в начале этого года, сократилось на треть по сравнению с докоронавирусным уровнем.
Деньги из фонда “на черный день”
Ожидается, что вливание наличных в размере трех миллиардов долларов частично поступит из Российского фонда национального благосостояния (ФНБ) — государственного фонда для поддержки ключевых российских компаний, пострадавших от санкций — при этом само правительство обещает инвестировать 107 млрд рублей (1,74 млрд долларов). Кремль объявил, что направит 198 миллиардов долларов из ФНБ на поддержку экономики, чтобы спасти ее от глубокой рецессии. Действие также направлено на сдерживание роста дефицита бюджета.
Во вторник президент РФ поручил министрам разработать новые правила расходования средств ФНБ, предположив, что правила могут быть смягчены, чтобы позволить больше государственного финансирования оживить экономическую активность и потенциально открыть дверь для государственной поддержки инвестиций, которые могут быть остановлены кризисом из-за санкций, введенных западными странами.
Во время пандемии Москва вмешалась, чтобы купить акции «Аэрофлота» на 80 миллиардов рублей (1,3 миллиарда долларов) за счет национального фонда. В своем заявлении во вторник “Аэрофлот” не уточнил, какую часть новой эмиссии выкупит государство. Минфин России также отказался от комментариев.
В марте 2022 года национальная авиакомпания России перевезла 2,2 миллиона пассажиров, в том числе путешественников, воспользовавшихся рейсами бюджетной авиакомпании “Победа”, дочерней компании флагманского перевозчика. Это меньше, чем 2,8 миллиона пассажиров, перевезенных в феврале, и менее половины из 4,6 миллиона пассажиров, перевезенных в марте 2019 года.
Андрей Бочкарев