Европейский союз недавно начал рассматривать вопрос о пересмотре своих правил компенсации за задержку рейсов. Перед лицом растущего давления на авиакомпании и огромного увеличения задержек и отмен требования о повышении размера компенсации никогда не звучало столь решительно. Многие сторонники увеличения компенсации утверждают, что растущее число задержек и отмен влечет за собой только большие трудности для пассажиров. Они утверждают, что авиакомпании должны адекватно компенсировать расходы своих пассажиров.По мере того как мир выходит из пандемии, эксплуатационные расходы авиаперевозчиков выросли из-за дефицита рабочей силы. Нехватка желающих работать в авиации привела к большому количеству задержек и отмен рейсов. Действующие правила требуют, чтобы все пассажиры, чьи рейсы задерживаются более чем на три часа, имели право на компенсацию. Пассажиры могут получить финансовую компенсацию в размере от 250 до 600 евро. Единственным исключением из права на компенсацию являются “чрезвычайные обстоятельства”, но до сих пор законодатели ЕС не установили рамки, в которые подпадают вышеупомянутые обстоятельства.
В последние месяцы рекордное количество задержек и отмен рейсов привело к выплате миллиардов евро потребителям, у которых было право на компенсацию. Чехия, председательствующая в Европейском союзе, начала рассматривать возможность возобновления обсуждения поправок к действующему законодательству. Ранее по этому поводу велись переговоры, но спор между Испанией и Великобританией привел к их приостановке.
Авиакомпании призывают к снижению компенсационных требований из-за огромных бюджетных ограничений, испытываемых ими в последние месяцы. Перевозчики считают несправедливым, что с них требуют платить сотни евро, а пассажир заплатил за билет лишь часть этой суммы. Управляющий директор брюссельского отраслевого лобби European Airlines сказал: “Я думаю, все согласятся с тем, что если вы платите 50 евро за билет, то неправильно получать потом 300 евро”.
Пассажиры хотят больше
Многие организации, тем не менее, требуют повышения размеров штрафа. Группы и организации по защите прав потребителей считают, что пассажиры не получают достаточной компенсации за свои проблемы. Эти группы повторяли это сообщение в течение многих лет. Однако на фоне растущих задержек и отмен они продвигают свои позиции более упорно, чем когда-либо. Они утверждают, что в атмосфере стольких отмен к пассажирам относятся менее благосклонно, а когда их рейс отменяется, с такой же вероятностью будет отменен и их следующий рейс.
Юрист брюссельской потребительской группы BEUC Стивен Бергер является активным сторонником увеличения компенсации. Бергер, которого цитирует Politico, заявил: “Если вы отправитесь из Литвы в Португалию за 30 евро и застрянете там на два дня между рейсами, справедливо ли будет получить всего несколько евро в качестве компенсации? Мы должны сохранить уровень компенсации и усилить ее исполнение”.
Авиакомпании рассчитывают на Швецию
В настоящее время не было предоставлено никакой информации о каких-либо официальных переговорах о законе о компенсации. Однако тот факт, что Чехия, председательствующая в Европейском Союзе, рассматривает его, является положительной новостью для всех, кто работает над реформированием действующего законодательства. Многие авиакомпании заявили, что они не полагаются исключительно на чешское председательство в решении этого вопроса. Они предсказывают, что следующее председательство, которое начнется в 2023 году со Швецией в качестве председателя ЕС, вероятно, заставит вновь пересмотреть эти вопросы.
Столкнувшись с рекордным количеством отмен и задержек рейсов, Европейский союз рассматривает возможность пересмотра своих правил компенсации. Авиакомпании выступают за снижение компенсационных требований, поскольку миллиарды евро были перераспределены между пассажирами, чьи рейсы были задержаны или отменены в последние месяцы, в основном в дни праздников и отпусков. Многие другие организации призывают к увеличению компенсации пассажирам, утверждая, что рост числа отмен рейсов затрудняет авиаперелеты для пассажиров и что текущий уровень финансовой компенсации недостаточен.
Андрей Бочкарев