Последние отраслевые прогнозы предсказывают, что глобальное восстановление расходов компаний на командировки до допандемического уровня из-за таких факторов, как устойчиво высокая инфляция, высокие цены на энергоносители, нехватка рабочей силы и политика изоляции Китая, вероятно, затянется на 18 месяцев к 2026 году.

Для многих авиакомпаний, особенно для традиционных перевозчиков, возврат пассажиров бизнес-класса
является ключевым вопросом, так как на протяжении многих лет именно этот сегмент пассажиров приносил наибольшую прибыль, что позволяло им строить свое предложение иначе, чем в сегменте бюджетных перевозок. Последние месяцы показали, что восстановление деловых поездок происходило намного медленнее, чем восстановление поездок на отдых или для посещения семьи и друзей. Некоторые прогнозы во время пандемии даже предсказывали, что деловые поездки могут уйти в прошлое, уступив место новым средствам связи, таким как телеконференции, а в некоторых случаях их будет полностью обеспечивать специализированная деловая авиация.
Восстановление сегмента в 2026 году
Хорошей новостью с последним прогнозом Глобальной ассоциации деловых поездок (GBTA) является то, что деловые полет вернутся. Улучшение уже есть, так как по расчетам ГБТА, в 2021 году расходы на командировки увеличились на 5,5 проц. достигнув 697 млрд долларов, наиболее сильный тренд которого наблюдался в Северной Америке. Расходы прошлого года, однако, по-прежнему значительно ниже уровня расходов, потраченных на деловые поездки в 2019 году, когда они составляли 1,4 трлн долларов.
Прогноз GBTA на этот год менее оптимистичен, чем прошлогодний, когда организация ожидала возврата к уровню 2019 года расходов на деловые поездки в 2024 году. В последней редакции отчета возможная дата полного возврата к уровню 2019 года была перенесена на 18 месяцев по сравнению с предыдущими прогнозами, а это значит, что оно может произойти не раньше 2026 года.
“Мы прогнозируем, что факторы, влияющие на различные отрасли по всему миру, повлияют на восстановление деловых поездок уже в 2025 году. Результаты прогнозов таковы, что к 2026 году мы приблизимся к уровням, существовавшим до пандемии 2019 года, но не превысим их”, — сказала Сюзанна Нойфанг, президент Глобальной ассоциации делового туризма. На последний прогноз также повлияли экологические проблемы и региональное влияние войны на Украине, говорится в сообщении.

Туризм по-прежнему является движущей силой доходов
Global Business Travel Group Inc., которой принадлежит крупнейшее в мире агентство корпоративных путешествий American Express Global Business Travel, объявила на прошлой неделе, что, по ее оценкам, доходы агентства в этом году составят 65 проц. от уровня 2019 года, указав, что прогноз не учитывает влияние возможной рецессии.
Последние, более пессимистичные, чем раньше, данные о восстановлении деловых полетов свидетельствуют о том, что авиакомпаниям и отелям в ближайшие годы придется больше полагаться на праздных туристов и попытаться заполнить рыночный пробел, вызванный приостановкой деловых поездок во время пандемии. Для авиационной отрасли это означает, что лоукостеры, которые традиционно строили свою бизнес-модель на обслуживании более чувствительных к ценам туристов, получат шанс увеличить долю рынка.
Однако это хорошая новость для владельцев бизнес-джетов и брокерских компаний предоставляющих услуги деловой авиации. Снижение спроса на авиабилеты бизнес-класса заставляет авиакомпании сокращать предложение и устанавливать в самолеты кресла более бюджетного класса особенно на дальнемагистральных маршрутах. В этих условиях деловые люди ищут более удобный способ передвигаться для решения вопросов бизнеса, которые нельзя решить с помощью современных средств связи. Здесь на помощь приходит деловая авиация, предоставляющая свои услуги на более гибких условиях, чем традиционные авиакомпании. Это касается как выбора времени полета, так и маршрута. При этом для группы деловых пассажиров перелет бизнес-джетом часто оказывается близким по цене перелету бизнес-классом традиционной авиакомпании в пересчете на одного пассажира.
Андрей Бочкарев