Евросоюз рассматривает возможность введения санкций против авиакомпаний, перевозящих потенциальных мигрантов в Беларусь

Обострение кризиса на польско-белорусской границе стало причиной того, что все чаще раздаются голоса политиков и общественности, призывающих к введению санкций в отношении авиакомпаний, которые перевозят в Беларусь людей,  позже пытающихся незаконно попасть на территорию Европейского Союза. Во вторник, 9 ноября, возможность принятия мер была предложена главой Еврокомиссии, но, похоже, Европа имеет ограниченные возможности для действий в этом вопросе.

Поскольку кризис на польско-белорусской границе, вызванный массовыми попытками незаконного пересечения ее лицами из третьих стран, усиливает внимание многих наблюдателей. Помимо политического аспекта дела, то есть умышленного поощрения белорусскими властями иностранцев к поездке в их страну, чтобы впоследствии направить их к границам с Польшей, Литвой или Латвией и убедить их пересечь эти границы незаконно, чтобы дестабилизировать страны Евросоюза,  у лидеров стран ЕС возникают вопросы, почему многие авиакомпании соглашаются на роль помощников силам, которые жестоко используют беззащитных людей как инструмент для реализации циничной внешней политики, и может ли Европейский Союз прекратить эту практику.

Почти 130 рейсов в неделю

Согласно зимнему расписанию полетов в Минск в неделю выполняется более 50 рейсов из стран Ближнего Востока,  служащих  в основном  для перевозки пассажиров, которые затем пытаются нелегально пересечь границы Европейского Союза. Чаще всего, 30 рейсов в неделю, прибывают в Беларусь из Турции. Вторым по популярности направлением является Дубай с 12 рейсами в неделю.

По словам журналистов немецкого журнала Bild, учет только авиасообщений на Ближнем Востоке не дает полной картины ситуации, поскольку все больше и больше пассажиров выбирают пересадку в Москве, откуда они отправляются в Минск одним из 70 еженедельных рейсов, соединяющих столицы Беларуси и России. В общей сложности на ближневосточных и российских маршрутах предлагается выбор из почти 130 рейсов в неделю до ближайшей остановки на пути к польской границе.

Призыв к санкциям против авиакомпаний

Если летом этого года, когда разрастался пограничный кризис, люди с Ближнего Востока направлялись в Беларусь в основном на самолетах часто небольших и малоизвестных перевозчиков, выполняющих чартерные рейсы в Европу, то в зимний сезон уже  многие регулярные рейсы выполняются такими известными авиакомпаниями, как Аэрофлот, Turkish Airlines, FlyDubai, наряду с национальным перевозчиком Беларуси «Белавиа», который является оператором наибольшего количества авиасообщений со страной.

Тот факт, что признанные авиакомпании, присутствующие во многих аэропортах Европы, участвуют в процедуре перевозки будущих потенциальных нелегальных иммигрантов, с одной стороны возмущает многих граждан Европейского Союза, а с другой дает надежду на то, что, угрожая этим перевозчикам санкциями, власти ЕС может убедить их прекратить такую практику.

A350 для Аэрофлота
A350 для Аэрофлота

Позиция главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, высказанная через платформу Twitter, свидетельствует о том, что власти Европейского Союза серьезно рассматривают вариант принуждения авиакомпаний к прекращению перевозки пассажиров в Беларусь путем введения в отношении их санкций. «Я призываю к одобрению расширенных санкций и возможных санкций против участвующих авиакомпаний третьих стран. Мы хотим предотвратить гуманитарный кризис и обеспечить безопасное возвращение», — говорится в официальном твиттер-аккаунте главы Еврокомиссии.

Длинный список вопросов о возможности принятия мер в отношении перевозчиков

Слова фон дер Ляйен, важные с точки зрения политической декларации, поднимают вопросы о практической возможности реализации намерений введения санкций. С июня этого года Авиакомпания «Белавиа» не может совершать полеты над территорией Евросоюза. Более того, авиакомпании из Евросоюза не могут использовать воздушное пространство Беларуси.

Решения являются частью более широких экономических санкций против восточных соседей Польши и ответом на вынужденную посадку самолета Ryanair в Минске, где был задержан оппозиционер Роман Протасевич. Таким образом, можно сказать, что в случае с национальным перевозчиком Беларуси Евросоюз исчерпал свои инструменты давления. Точно так же и в отношении авиакомпаний из стран, внесенным в черный список, которым запрещено летать в Европейский Союз, например, авиакомпания Cham Wings Airlines из Сирии, чьи самолеты  часто можно увидеть в аэропорту Минска.

Аэропорт Стамбула также является штаб-квартирой национального перевозчика Turkish Airlines

В случае авиакомпаний, присутствующих в европейских аэропортах, таких как Аэрофлот, FlyDubai или Turkish Airlines, простая фактическая возможность оказания давления со стороны Европейского Союза не означает, что у него будет неоспоримая правовая основа для применения такого давления. Любые утверждения о том, что перевозчики участвуют в торговле людьми, поднятые некоторыми  комментаторами, было бы необходимо показать, что авиакомпании сознательно участвуют в нарушении закона. Это практически невозможно, так как  по регламенту авиакомпании пользуются только спросом на перевозку пассажиров в Беларусь, власти которой ввели возможность безвизового въезда для граждан некоторых стран Ближнего Востока.

Анализ политической ситуации также дает неблагоприятный прогноз возможности легкого и эффективного введения санкций в отношении авиакомпаний, перевозящих людей в Беларусь. Любое ограничение прав Turkish Airlines на полеты в Европе почти наверняка вызовет реакцию правительства в Анкаре, которое, в частности, уже смогло использовать ситуацию, связанную с беженцами на их собственной границе, чтобы гарантировать благоприятные решения Европейского Союза в свою пользу. В свою очередь, любые санкции, введенные в отношении Аэрофлота, будут сопряжены с серьезным риском ответных действий, лишающих перевозчиков Европейского союза прав на полеты над Россией, одним из самых ценных авиационных регионов мира, соединяющим Европу с Восточной Азией.

О том, что Россия желает использовать права на полеты над своей территорией для текущей политической деятельности, свидетельствует недавний запрос ассоциации Airlines for America, представляющей, среди прочего, American Airlines, Delta Air Lines, United Airlines, FedEx Corp или United Parcel Service (UPS) с просьбой к властям США  вмешаться в ситуацию, чтобы удовлетворить потребности авиакомпаний в обеспечении прав на полеты над воздушным пространством России.

Ограничение  вызвано тем фактом, что консульские учреждения США в России прекратили прием большинства заявлений на получение визы в мае этого года после того, как Россия ввела запрет на прием на работу сотрудников посольства. Все это означает, что введение санкций в отношении авиакомпаний может оказаться серьезным вызовом для Европейского Союза, поэтому может потребоваться поиск других инструментов для разрешения конфликта на польско-белорусской границе.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM