Государственная помощь для Flybe вызвала гнев главы British Airways и Еврокомиссии

Британское правительство пришло на помощь региональному перевозчику Flybe, что стало причиной возмущения для главы группы IAG Вилли Уолша, который обвинил его в растрате государственных денег. Брюссель намерен обсудить Лондоном правомерность этой помощи.
Государственная помощь пришла после информации о том, что Flybe вынуждена искать новые средства, чтобы выжить в более спокойные зимние месяцы. После переговоров с акционерами Министерство финансов объявило о проверке налога, взимаемого в британских аэропортах для пассажиров (APD) и сообщения с британскими регионами.

«Я рад подтвердить, что Flybe продолжает работать в обычном режиме, сохраняя рабочие места и обеспечивая полеты для населения по всей стране. Объявленный обзор обеспечит не только сохранение, но и процветание региональных связей в ближайшие годы», — заявил министр финансов Саджид Джавид. В свою очередь премьер-министр Борис Джонсон ранее сказал, что Flybe важен для транспортной сети, и правительство сделает все возможное, чтобы ей помочь.

Акционеры согласились финансировать авиакомпанию десятками миллионов фунтов стерлингов для обеспечения дальнейшей работы. У авиакомпании имеется 68 самолетов и около 2000 сотрудники, самолеты летают между небольшими городами, такими как Саутгемптон и Ньюкасл, в 2019 году ее купил консорциум Connect Airways (Virgin Atlantic, Stobart Group и инвестиционный консультант Cyrus Capital).

Президент группы IAG Вилли Уолш раскритиковал государственную помощь частной компании, так как он полагает, что налогоплательщики покроют расходы за ненадлежащее управление этим перевозчиком. «Это явная трата государственных средств», — написал он в электронном письме, а British Airways, принадлежащая IAG, подала жалобу в Европейский Союз.

Генеральный директор другой британской авиакомпании EasyJet Йохан Лундгрен (Johan Lundgren) сказал, что пока еще сложно подтверждает, что он говорить насколько правомерна сделка, поскольку нет подробностей о пакете для Flybe, но добавил, что налогоплательщиков не следует использовать для спасения отдельных компаний, особенно когда они пользуются поддержкой богатых консорциумов.

Еврокомиссия готова обсудить с Лондоном об этой помощи. «Как и все страны-члены, мы также готовы поговорить с Великобританией о соблюдении и предлагаемых публичных действиях в соответствии с правилами государственной помощи ЕС. В целом, любое государственное вмешательство и помощь должны быть организованы таким образом, чтобы они не наносила ущерба конкуренцию и поддерживали равные условия для игры», — заявила пресс-секретарь комиссара Комиссии Арианна Подеста.

Британское правительство, в свою очередь, защищает соглашения о помощи. Пресс-секретарь премьер-министра опроверг обвинения Уолша: «Решение правительства полностью соответствует правилам государственной помощи, и не было никакой государственной субсидией для Flybe», — сказал он журналистам.

Он объяснил, что правительство вмешалось, чтобы поддерживать сообщение между британскими регионами, и вся поддержка будет осуществляться в строго коммерческих условиях.

В любом случае британского кабинета в нынешних условиях глобализации и либерализации рынка авиаперевозок кажется довольно странны. Конкуренция в Европе привела в прошлом году к банкротству около 20 авиакомпаний, в первую очередь государственных или имеющих смешанный капитал. Как показывает практика, а особенно пример Alitalia и других перевозчиков, государственная поддержка не дает никаких результатов

Андрей Бочкарев