Хаос в европейских аэропортах наносит ущерб деятельности бюджетных авиакомпаний

Роберт Кэри, глава венгерской бюджетной авиакомпании Wizz Air, в беседе с журналистами прояснил проблемы, связанные с хаосом в европейском небе и отменой рейсов в последнюю минуту, с которыми сталкиваются авиакомпании. Кэри также указал на агрессивную экспансию венгерского перевозчика.В авиакомпании из Центральной и Восточной Европы пока не знают, позволят ли восстановленные субсидии на рейсы в израильский Эйлат снова летать на курорт, расположенный на Красном море. Руководство лоукостера также не исключает создания совместного предприятия с другим перевозчиком в будущем.

“Я знаю, что когда аэропорты переполнены, мы отменяем рейсы в последний момент или оставляем пассажиров за 300 километров от того места, куда они пытаются добраться, и заставляем их решать проблему самостоятельно. Мы не обеспечиваем лучший опыт полета”, — пожаловался генеральный директор Wizz Air Роберт Кэри в одном из интервью.

В последние недели с отменой практически всех ограничений на поездки, введенных во время пандемии коронавируса, спрос на авиаперелеты резко вырос. Однако сочетание нехватки персонала в отрасли, и прежде всего в аэропортах и ​​компаниях наземного обслуживания, создало хаос, который наблюдается во многих аэропортах по всему миру. Самые большие проблемы сейчас в Амстердаме. С трудностями сталкиваются и аэропорты Тель-Авива, Германии и Великобритании.

“К сожалению, в сутках всего 24 часа, и рабочий день экипажа когда-то заканчивается. Тогда рейс отменяют в последний момент. Мы стремимся предоставить нашим клиентам наилучшие впечатления от путешествий, и я полностью осознаю, что мы нам это не всегда удается. В данный момент мы пытаемся улучшить ситуацию. Мы не сможем полностью избежать отмены рейсов. Приносим за это искренние извинения нашим клиентам. Хотя и это не выход. Мы пытаемся компенсировать все расходы, понесенные пассажирами”, — признался Кэри, комментируя отмену рейсов.

Самолеты Wizz Air приземляются в 200 км от пункта назначения

Были ситуации, когда самолет Wizz Air приземлялся до 200 км от аэропорта назначения. Тогда авиакомпания просила пассажиров организовать собственный транспорт, поскольку, как сообщается, она не всегда могли арендовать автобус, чтобы отвезти пассажиров домой. Две недели назад самолет, который должен был вылететь из Тель-Авива в Болгарию, простоял на перроне семь часов из-за неисправности. В конечном итоге, чтобы сбалансировать самолет для взлета, система случайным образом выбрала пассажиров, которые смогли улететь.

В мае самолет, направлявшийся из Тель-Авива в Венецию, приземлился в 150 километрах от Болоньи. Авиакомпания не предложила пассажирам какой-либо вариант транспорта до конечного пункта назначения. В апреле рейс из Тель-Авива в лондонский Гатвик был задержан на пять часов, прежде чем его перенаправили в Донкастер, в 300 км к северу от британской столицы. В ранние утренние часы пассажиры были вынуждены арендовать очень дорогие такси до Лондона.

“Это тоже нужно исправить. Когда самолет вынужден приземлиться так далеко от пункта назначения, наш план состоит в том, чтобы арендовать автобусы, которые доставят пассажиров к месту назначения. Проблема, однако, в том, что иногда мы не можем найти автобусы, и тогда мы просим пассажиров найти свой собственный транспорт. Мы не хотим этого делать, и это не правильный ответ, который мы должны дать клиенту. Мы прилагаем все усилия, чтобы решить эту проблему”, — сказал глава Wizz Air. Чтобы подобные события не происходили, авиакомпания решила разделить сеть сообщений на несколько баз. Это позволит переместить свой персонал на базу, где спрос на рейсы высок, а нехватка сотрудников влияет на отмены или задержки. Рабочее время бортового экипажа и пилотов на территории Европейского Союза строго определяется правовыми нормами, которые одинаковы во всех государствах-членах.

Такие аэропорты, как Схипхол в Нидерландах и Гатвик в Великобритании, уже объявили о сокращении числа обслуживаемых пассажиров в сезон отпусков. Это привело к отмене сотен рейсов. Кроме того, сами авиакомпании также принимают решение об отмене рейсов, хотя билеты на будущие рейсы уже проданы. Отмена рейсов, как правило, не влечет за собой штрафных санкций со стороны администрации аэропорта, но если уровень отмены превышает определенный порог, авиакомпании могут потерять свои ценные слоты, и это может повлиять на их расписание, особенно для направлений и времени рейсов, которые пользуются спросом.

Между тем, необходимость придерживаться жесткого расписания утомляет не только пассажиров, но и летные экипажи, это вынудило основателя и генерального директора Wizz Air Йожеф Варади заявить, что пилоты злоупотребляют сообщениями об усталости. “Мы все устали, но вам, пилотам, иногда нужно идти дальше”, — сказал Варади о больничных листах, которые пилоты брали из-за усталости.

Заявление, которое было истолковано так, будто Варади призывает пилотов летать, несмотря на истощение, широко освещалось в средствах массовой информации и вызвало широкое осуждение со стороны профсоюзов и ассоциаций пилотов. “Безопасность стоит для нас на первом месте, и мы не призываем членов экипажа приходить на работу, если они чувствуют себя истощенными или больными”, — объяснил Кэри.

Неопределенность с возвращением в Эйлат

Кэри недавно побывал в Израиле для встреч с представителями Управления аэропортов Израиля и министрами туризма и транспорта. Генеральный директор Wizz Air организует такие встречи в странах, где есть потенциал для значительного увеличения предлагаемых рейсов после того, как он занял свою новую должность. “Израиль является одним из немногих направлений, которые ежедневно обслуживает каждая из наших трех компаний (Wizz Air UK, Wizz Air Europe и Wizz Air Abu Dhabi). Это один из самых важных для нас рынков, и мы занимаем второе место на рейсах между Израилем и Европой после Эль-Аль. До пандемии мы обслуживали примерно 1,3 млн пассажиров в год”, — сказал Кэри. Он оценил возможное расширение деятельности в этой ближневосточной стране, хотя лоукостеру в Израиле еще предстоит пройти долгий путь.

До пандемии COVID-19 Wizz Air выполняла рейсы между Эйлатом и семью европейскими направлениями. “Мы не заявляли о своем намерении вернуться в Эйлат. На самом деле мы еще не решили. Израиль, к моему сожалению, исчез как один из рынков с самым высоким спросом во время пандемии. Мы колеблемся, потому что в прошлом мы видели, что есть рынки, которые очень хороши, и есть рынки хуже”, — добавил Кэри.

Это означает, что рейсы Wizz Air в Эйлат, несмотря на то, что они субсидировались израильским правительством, не приносили прибыли. Цены на билеты на рейс из Варшавы начинались от 25 евро. Билет туда и обратно, купленный за несколько дней до поездки, можно было купить менее чем за 50 евро. В прошлом Wizz Air стремилась открыть хаб в Тель-Авиве, но Израиль отказал в разрешении. Решение продиктовано защитой национального перевозчика El Al.

Хаб в аэропорту им. Бен-Гуриона повысил бы конкуренцию и позволил бы обслуживать рейсы из Израиля по нескольким направлениям, включая прибыльный внутренний рейс в Эйлат. “Соглашение об открытом небе позволяет нам открыть центр деятельности в Израиле. Это возможно и интересно. Мы работаем в Израиле уже десять лет, и рынок хорошо отреагировал на присутствие бюджетных авиакомпаний”, — сказал Кэри, отвечая на вопрос о перспективах лоукостера в Израиле.

Wizz Air не исключает слияний

Хотя выручка авиакомпании увеличилась более чем вдвое в 2021/2022 финансовом году, закончившемся 31 марта, с 800 млн евро в предыдущем году до 1,7 млрд евро, чистый убыток увеличился до 642,5 млн евро. Годом ранее перевозчик был в минусе 576 млн евро.

В прошлом году венгерская авиакомпания пыталась купить своего конкурента — британского лоукостера EasyJet. Попытка провалилась и EasyJet объявила об увеличении собственного капитала для защиты от поглощения. Информацию подтверждает источник нашего портала. “Wizz Air предприняла попытку поглощения, которую правление Easyjet отвергло”, — прокомментировал источнику человек из правления британской авиакомпании.

Ранее Easyjet объявила, что получила предложение о выкупе от неназванной организации. После тщательного изучения предложения совет директоров британской авиакомпании отклонил сделку, поскольку, по мнению руководства, компания была слишком недооценена. “Условия были неприемлемыми”, — сказал генеральный директор Easyjet Йохан Лундгрен. После этого заявления участник торгов заявил, что больше не заинтересован в сделке.

Wizz Air не исключает возможности сделать предложение о покупке перевозчика в будущем, но покупка должна принести венгерскому перевозчику что-то, чего авиакомпания до покупки не предлагала. “На данный момент слияние с другим перевозчиком не входит в наши планы, но мы не исключаем, что это не произойдет в будущем. Мы купим или подключимся к некоторым линиям. Если это произойдет, это будет перевозчик, модель которого похожа на нашу. В то же время слияние должно принести нам то, чего мы не можем сделать сами”, — сказал Кэри.

Андрей Бочкарев