“Маски, закрывающие рот и нос, и фильтры HEPA, работающие на борту самолета, являются нашими главными союзниками в борьбе с COVID-19”, – сказал генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта Александр де Жюняк во время мероприятия IATA Global Media Days на Ежегодном общем собрании 2020 года.
“Ожидание вакцины — не выход. Вакцина может быть недоступна до второй половины 2021 года, а у авиакомпаний нет средств, чтобы ждать так долго”, – объяснили представители Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) на конференции в понедельник, открывающей Ежегодное общее собрание 2020 года.
Воздушное путешествие было представлено как очень безопасное, в т.ч. благодаря высокоэффективным фильтрам HEPA. Представители IATA отметили, что карантин обходится дорого и затрудняет авиаперелеты, а домашняя изоляция неэффективна.
Однако систематические тесты снижают риск заболевания COVID-19. Наименее инвазивными являются те, которые выполняются путем сбора слюны. С другой стороны, самой большой проблемой может стать скорость тестирования в аэропортах. Ложноотрицательные тесты относительно редки, но люди, которые заражены коронавирусом и не знают об этом, могут беспокоить общество.
Точность этого метода оценивается в 99,5 процента. Например, в Италии в разгар пандемии перевозилось около 410 000 путешественников ежедневно, что при допуске 0,5 процента ложноотрицательных тестов означает 80 ложноотрицательных пассажиров в день. ПЦР-тест, то есть генетический тест, считается наиболее эффективным и стал “золотым стандартом”. Он позволяет показать прямое присутствие бактерий в организме, то есть его ДНК. Однако, наряду с эффективностью, увеличивается и цена.
При обсуждении тестов в аэропорту важным вопросом становится — когда их проводить. Тесты, проведенные непосредственно перед вылетом, могут привести к опасности отмены рейса для других пассажиров. Кроме того, тесты на антигены требуют достаточного количества времени и места для проведения. В свою очередь, тесты по прибытии в конкретный пункт назначения могут создавать риск неожиданной изоляции и неуверенности пассажиров в отношении въезда в данную страну.
Эксперты IATA не сомневаются в том, что границы должны быть открыты, а путь движения, включая пересечение границы, должен быть четким и прозрачным для пассажиров. “В наши дни путешествия относительно безопасны. Риск заболеть во время авиаперелетов во время пандемии относительно низок благодаря всем принятым мерам предосторожности”, – цитируют СМИ слова доктора Майка Райана из ВОЗ.
Проведение тестов может принести экономические выгоды — люди с отрицательными результатами смогут вновь ходить на работу. Однако многие правительства должны взвесить риски открытия границ и преимущества. Следует иметь в виду, что риск существует всегда и полностью исключить его невозможно.
Андрей Бочкарев