IATA: рост цен на топливо и война в Украине тормозят восстановленние авиационной отрасли

Все менее заметные последствия глобальной пандемии и большой аппетит к путешествиям служат хорошим предзнаменованием для мировой авиационной отрасли. К сожалению, есть и плохие новости. Во-первых, это высокая цена авиационного топлива, которое подорожало больше, чем сырая нефть.

“Перевозчики, которые только начали восстанавливаться после пандемии коронавируса, сейчас борются с другой проблемой. Немногие авиакомпании смогли застраховаться от повышения цен, которая сейчас на 77 процентов выше, чем год назад. И теперь они не в состоянии нести более высокие расходы. Значит, другого выхода нет, приходится повышать цены на билеты. Эти цены уже начали расти с начала года. Не снизит ли это спрос на авиаперевозки? Пока этого не видно, так как количество бронирований также растет”, — заявил во время встречи со СМИ генеральный директор IATA Вилли Уолш.
Он не стал скрывать, что в случае с некоторыми авиакомпаниями может оказаться, что рост цен замедлит спрос. “Да, может оказаться, что у некоторых перевозчиков возникнут проблемы с платежеспособностью. Но мы можем путешествовать по Европе без каких-либо ограничений. Азия медленно открывается. К сожалению, Китай остается закрытым”, — сказал Уилли Уолш.
Чему COVID-19 научил авиационную отрасль? “Тому, что все зависит от политиков и умеют ли они принимать правильные решения. Потому что пассажиры не готовы соглашаться с какими-либо ограничениями. Однако в целом я оптимист”, — подчеркнул глава IATA.
Естественно, российско-украинская война — это тоже проблема. “Но это будет иметь явное негативное влияние только в странах, непосредственно граничащих с Россией и Украиной. Эти страны практически не имеют отношения к мировой статистике”, — говорит главный экономист IATA Мари Оуэнс Томсен, которая также присутствовала на встрече. “Последствия российского вторжения будут заметны и на рынке авиализинга, поскольку компании по аренде самолетов наверняка изменят свое отношение к риску.
Другое дело, что их флот, застрявший в России и довольно невосстановимый, составляет всего 3 процента всех самолетов, эксплуатируемых сегодня в мире. А сами лизинговые компании финансово сильны и страхуют свои сделки”, — отмечает Мари Оуэнс Томсен. И как россияне справятся с введенными против авиационной отрасли их страны санкциями? “К сожалению, уже сейчас видно, что отсутствие запчастей приводит к каннибализму и обновлению одних машин за счет других. И это только начало”, — сокрушается Уилли Уолш.
При этом он допускает, что у людей, купивших билеты на рейсы российских перевозчиков в ближайшие месяцы, возникнут проблемы с возвратом денег. “Россияне должны их получать, но иностранцы на это рассчитывать не могут, хотя бы потому, что российские авиакомпании сейчас не могут осуществлять зарубежные переводы в иностранной валюте, не говоря уже о том, что у них нет доступа к операциям, совершаемым с платежными картами”, — добавляет он.
В числе выгодных для отрасли событий глава IATA называет снятие ограничений многими странами. Объявление США о планируемой отмене обязательного тестирования является хорошим сигналом. Это, в свою очередь, сократит расходы на полеты для потребителей. Другие страны отменяют обязанность носить маски в аэропортах и ​​в самолетах, хотя в этом случае решения будут приниматься авиакомпаниями.
Глава IATA очень критично относится к 7-дневному карантину для прибывающих из “опасных” регионов, который в ряде странах действует до сих пор. К счастью, страны, которые все еще находятся на карантине, не имеют решающего значения для восстановления воздушного движения в мире. По его словам, авиаперелеты теперь действительно безопасны.
Андрей Бочкарев