Страницы истории авиации: Douglas B-18 Bolo – забытый американский бомбардировщик

В 1930-х годах произошло бурное развитие авиации. В США в то время было введено в эксплуатацию множество типов машин, которые хоть и были новаторскими, но быстро уступали место более новым образцам и уходили в небытие. Одной из таких машин стал Douglas B-18 Bolo.

Douglas B-18 Bolo
Douglas B-18 Bolo

Генезис

Уже во время работы над революционным бомбардировщиком Martin B-10 в USAAC было известно, что этот самолет скоро будет превзойден более новыми конструкциями. Поэтому в 1934 году была начата работа над его преемником. К конкурсу присоединились несколько компаний, и самолетами, имевшими наилучшие шансы быть принятыми на вооружение, были Boeing Model 299 (который после многочисленных пертурбаций превратился в легендарный Boeing B-17 Flying Fortress), Martin Model 146 (являющийся в значительной степени переработкой модели B-10) и Douglas DB-1 поднялись в воздух в апреле 1935 года.

В связи с аварией самолета Boeing, приведшей к выходу компании из проекта, USAAC выбрала для дальнейшей реализации проект Douglas. Он показал лучшие результаты, чем Martin Model 146, и был почти вдвое дешевле Boeing (он стоил 58 500 долларов — сейчас около 1,06 миллиона долларов, по сравнению с 99 620 долларов за модель 299 — сейчас около 1,8 миллиона долларов).

После серии испытаний в январе 1936 года было принято решение отправить DB-1  в серийное производство под обозначением Douglas B-18 Bolo. Всего было заказано 350 машин этого типа в нескольких модификациях, отличающихся двигателями и деталями конструкции.

Douglas B-18 Bolo
Douglas B-18 Bolo

Бомбардировщик Douglas базировался на конструкции транспортного самолета Douglas DC-2, от которого отличался главным образом новым фюзеляжем и увеличенным размахом крыла. Самолет имел длину 17,6 м, размах крыла 27,3 м, максимальную взлетную массу 12 550 кг. Силовая установка состояла из двух девятицилиндровых двигателей Wright R-1820-53 Cyclone мощностью по 1000 л.с. каждый (от версии В-18А). Они обеспечивали максимальную скорость 348 км/ч и крейсерскую скорость 269 км/ч, боевую дальность 1400 км (максимальная дальность 3400 км). Вооружение состояло из 3 пулеметов калибра 7,62 мм, а бомбовая нагрузка составляла от 1300 до 2000 кг.

Новшеством были пулеметные  турели с электрическим управлением, разработанные Престоном Такером (впоследствии конструктором автомобилей). Машина получила дополнительную броню и более прочную конструкцию, чем Martin B-10, и хотя была не быстрее, но имела большую дальность полета и бомбовую нагрузку.

Было построено 131 или 133 машины в варианте В-18 и 217  – в варианте В-18А, а также несколько одиночных прототипов и перестроенных специализированных машин. Когда в 1940 г. было решено, что эти бомбардировщики уже устарели (из-за слабого оборонительного вооружения, малой дальности и плохих характеристик), часть из них стали выводить из состава строевых частей и использовать для транспортных задач. В декабре 1941 года, когда японцы атаковали Перл-Харбор и Филиппины, многие B-18, которые все еще находились в строю, были уничтожены на земле.

Douglas B-18 Bolo
Douglas B-18 Bolo

Оставшиеся машины затем переоборудовали в противолодочные самолеты В-18Б, с установкой РЛС и аппаратуры обнаружения аномалий электромагнитного поля, или транспортные самолеты С-58. В новой роли B-18 добились первых и единственных боевых успехов. 22 августа 1942 года B-18, действовавший над Карибским морем, стал первым американским самолетом, потопившим немецкую подводную лодку U-654. 2 октября еще один B-18 потопил U-512 недалеко от Французской Гвианы.

20 единиц B-18 отправились в то время в Канаду, где получили обозначение Douglas Digby Mark I и также использовались в противолодочной войне. 30 октября 1942 года канадский самолет потопил недалеко от Ньюфаундленда подводную лодку U-520. Однако боевая карьера B-18 была короткой, поскольку с появлением большего количества B-17 и B-24 устаревшие Bolo начали выводить из эксплуатации.

В конечном итоге к концу войны все машины были сняты с транспортной службы в войсках. До 1946 года два B-18 находились в эксплуатации и были отправлены в Бразилию. После войны непригодные для армии и изношенные самолеты были проданы гражданским лицам. Новые владельцы чаще всего использовали их как транспортные или сельскохозяйственные машины. До наших времен дожило шесть В-18, ни один из которых не находится в летном состоянии.

Андрей Бочкарев