S7 Airlines отказывается от самолетов Airbus A319

Кремль отрезал российские авиакомпании от западных самолетов

Правительство России утвердило правила оплаты лизинга, аренды и покупки самолетов у компаний «враждебных» стран. При наличии у арендодателя зарегистрированного структурного подразделения в России расчеты будут производиться в рублях. Если у компании есть структурное подразделение в стране, не присоединившейся к антироссийским санкциям, оплата будет производиться в национальной валюте страны, где это подразделение зарегистрировано, или в рублях.

МС-21 - «Магистральный самолет 21 века»
МС-21 – «Магистральный самолет 21 века»

Соответствующий указ подписал премьер-министр России. Все расчеты будут производиться «по официальному курсу ЦБ РФ на дату исполнения», говорится в пресс-релизе на сайте правительства. Введенные правила будут действовать с 2022 года.

Решение перейти на расчеты в рублях является ответом на западные санкции, введенные в связи с российской агрессией в Украине. Новые правила также распространяются на вспомогательные силовые установки и авиационные двигатели.

Платежи будут осуществляться через счета, открытые в российских банках. Путин также поручил правительству и центральному банку рассмотреть вопрос об отсрочке платежей за задержку перевозки за границу.

Последнее решение Кремля сильнее всего ударило по отечественным авиакомпаниям. «Иностранные арендодатели и продавцы авиационной техники, скорее всего, откажутся от расчетов в рублях», — отмечает генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков.

Такой шаг рискует обернуться масштабными проблемами для гражданской авиации России. “Российские авиакомпании будут отрезаны от закупок авиационной техники за рубежом. Большинство иностранных поставщиков либо откажутся от использования данной схемы сотрудничества с заказчиками в России, либо введут столь большую премиальную составляющую в стоимость машин и оборудования, которая должна будет покрывать как колебания валютных курсов, так и другие риски, что такая покупка будет невыгодной для наших компаний”, — добавляет Федяков.

Данные по взаиморасчетам конфиденциальны, но известно, что российский авиационный сектор уже в шоке. Многие дела, связанные с санкциями, неправомерным изъятием западных машин в российский реестр, не только не решены, но и погружаются в еще большую неопределенность из-за подобных действий, меняющих правила игры.

“Проблемы с ремонтом и обслуживанием самолетов серьезные. Техника требует постоянной диагностики, контроля и замены оборудования. Срок службы самолета обычно оценивается в несколько десятков лет и гипотетически он может летать 10, 20 и даже 30 лет, но в реальности без регулярного осмотра крайне опасен”, — подчеркивает российский эксперт.

31 марта президент этой евроазиатской страны потребовал утвердить к началу лета комплексную программу развития российского авиапрома до 2030 года. Кроме того, он поручил аэропортам на юге и западе страны компенсировать простои, вызванные ограничениями полетов.

Это только усилило хаос среди российских перевозчиков. Все 20 российских авиакомпаний занесены Западом в черный список. Они летают всего в десяток или около того мест назначения в мире, но из-за отсутствия международных сертификатов и эти рейсы могут быстро прекратиться.

Кроме того, единственный российский самолет SSJ-100 должен дождаться российского двигателя, так санкции отрезали производителя от агрегата, созданного совместно с французами.

Андрей Бочкарев