Как высоко могут летать коммерческие самолёты

Во время путешествия на самолёте часто слышишь в объявлении пилота данные о крейсерской высоте полёта. И порой задумываешься, а есть ли какие-нибудь ограничения по высоте? Какая максимальная высота полёта самолёта?

Пределы, установленные для коммерческих самолетов

Максимально допустимая высота полёта варьируется от самолёта к самолёту. Большинство коммерческих самолетов сертифицировано для полётов на высоте до 42 тыс. футов. Этот максимум называется практическим потолком. У четырёхдвигательного  двухпалубного лайнера Airbus A380 «Суперджамбо» этот потолок составляет 43 тыс. футов. А у самолётов Boeing 787-8 и -9 “Дримлайнер он равен 43 тыс. 100 футам. У Boeing-787-10 – 41 тыс. 100 футов. У более ранних моделей практический потолок ниже. Напримеру, у Boeing 737 он составляет 37 тыс. футов.

Зачем летать на такой большой высоте?

Есть несколько причин, по которым авиакомпании хотят летать на больших высотах. Прежде всего, из-за оптимизации эффективности. На больших высотах воздух более разреженный. А это значит, что сопротивление меньше. Как следствие самолёт летит быстрее и расходует меньше топлива. Кроме того, на большой высоте реактивные двигатели работают с большей эффективностью.

Высота полёта зависит ещё и от действия ветра. В зависимости от ситуации экипажи используют его преимущества или пытаются минимизировать его негативное воздействие. В силу этого они набирают высоту или наоборот снижаются.

Экипажи также меняют высоту полёта, чтобы избежать зон турбулентности и неблагоприятной погоды. Но разумеется делают они это только после получения соответствующего разрешения диспетчера.

Почему бы самолетам не летать выше?

На основании изложенной выше информации у многих читателей может возникнуть вопрос, а почему бы самолётам не летать ещё выше. Как мы уже отметили, чем больше высота, тем воздух более разреженный. Если воздух сильно разрежен, то уменьшается мощность двигателей, а крылья не могут уже создать достаточную подъёмную силу. Кроме того, на большей высоте могут возникнуть проблемы с перезапуском отказавшего двигателя. Полёты на больших высотах также создают риски для безопасности пассажиров и членов экипажа. В случае декомпрессии, экипаж будет вынужден снижаться до высоты, где достаточно кислорода. Чем больше высота, тем больше времени уйдёт на такое снижение. Люди на борту могут серьёзно пострадать.

Корпоративные самолёты летают выше коммерческих машин

У многих корпоративных самолётов практический потолок больше, чем у коммерческих машин. Они могут подняться на высоту равную 52 тыс. футам. Достигается это благодаря большей удельной мощности (отношение максимальной мощности двигателя к массе и размерам самолёта).

Легендарный Concorde

Concorde был коммерческим самолётом с самым большим практическим потолком.

Благодаря своей высокой скорости, он обладал большой подъёмной силой и в силу этого мог лететь на высоте до 60 тыс. футов. Пролетая высоко над воздушными коридорами, легендарный франко-британский лайнер развивал скорость до 2,04 Маха (2.179 км/час). А как же риск декомпрессии? Во-первых, благодаря дельтовидной форме крыла, Concorde мог снижаться гораздо быстрее, чем другие самолеты. Во-вторых, быстро снизиться ему помогала специальная система. И, в-третьих, его иллюминаторы были гораздо меньше, чем у других самолётов. И в случае их разрушения падение давления происходило бы медленнее.

Поскольку Concorde не летает с 2003 года, большинство из нас может только представить себе, как выглядит мир с высоты 60 тыс. футов.

Деловая авиация AVIAV TM