Air France получила свой первый Airbus A350 XWB

Казахстан стал воздушным мостом для маршрутов из Европы в Азию

Пока продолжается война на Украине и по всему миру вводятся санкции против России, авиакомпании ищут доступное  воздушное пространство в Азии, чтобы продолжать летать. Это  в последние дни сделало полеты через Казахстан  чрезвычайно ценным маршрутом, и количество рейсов утроилось и превысило 450 в день. Так как кризис быстро не пройдет, т.н. южную дорогу и ее воздушное пространство будут ежедневно использовать широкофюзеляжные самолеты, летающие на Дальний Восток.

Маршруты полетов из Парижа в Азию через Россию и Казахстан
Маршруты полетов из Парижа в Азию через Россию и Казахстан

 Последние 96 часов в небе над Европой царил огромный хаос. И ЕС, и Великобритания запретили всем российским самолетам входить в их воздушное пространство или пересекать его, на что Россия ответила ответными действиями. Это привело к тому, что перевозчики вынуждены определять  новые маршруты в доступном в настоящее время воздушном пространстве. С учетом географического положения России текущие ограничения больше всего повлияли на рейсы в Северо-Восточную Азию.

Казахстан стал ключом к продолжению полетов между Западной Европой и Азией. Сейчас большинство перевозчиков, если не приостановили полеты в т.ч. Китай, Японию или Южную Корею пролетают над европейским континентом, над Каспийским морем, прежде чем войти в воздушное пространство Казахстана, а затем и Монголии. Общее количество рейсов из Центральной Азии увеличилось со 150 до более чем 450 только за последние несколько дней. Если эти ограничения продлятся дольше, вполне вероятно, страна окажется в авангарде мирового авиасообщения. И число перевозчиков, использующих казахстанское небо, будет расти.

Казахское аэронавигационное агентство «Казаэронавигация» сообщает, что увеличилось количество транзитных рейсов через западные регионы Казахстана. Своевременно расширены мощности по количеству выполняемых рейсов за счет увеличения количества диспетчеров в диспетчерских (УВД) по всей стране. За последнее время общее количество полетов в воздушном пространстве Казахстана увеличилось в три раза, в результате чего общее количество полетов превысило 450 в день. Система УВД  работает в штатном режиме и способна выдерживать значительные нагрузки. Авиадиспетчеры казахстанского аэронавигационного агентства готовы к дополнительной нагрузке и обслуживанию всех воздушных судов, полеты которые будут проходить в воздушном пространстве  Казахстана. Агентство заявляет, что все рейсы будут обслуживаться вовремя. Основная цель – обеспечение безопасного и бесперебойного воздушного движения.

Зеркальный ответ

Всего два месяца назад Казахстан боролся со своим внутренним кризисом, в результате которого его аэропорты были закрыты для коммерческих рейсов. Однако война в Украине изменила глобальную динамику, и авиакомпании используют эту ключевую страну для поддержания основных услуг.
Казахстан — бывшая советская республика и близкий союзник России. Однако на данный момент его воздушное пространство необходимо как для Запада, так и для России для поддержания своих воздушных сообщений. В эпоху холодной войны все советское воздушное пространство было закрыто для иностранных перевозчиков, что вело к сложным и длинным маршрутам перелетов через Тихий океан с промежуточными посадками в Анкоридже на Аляске.

Другими важными странами для воздушного транзита являются Турция и Монголия. Первое государство служило нейтральной территорией и в других конфликтах, таких как блокада Катара наемными государствами в 2017-2021 годах. Теперь через Турцию снова будет летать больше самолетов.
Казахстана может не хватить

Хотя Казахстан обеспечивает мост для европейских авиакомпаний в Северо-Восточную Азию, этого может быть недостаточно для обслуживания многих маршрутов. Изменение маршрута из России увеличивает общее время полета примерно на два часа, что приводит к увеличению расхода топлива и увеличению фиксированных затрат. Такие перевозчики, как Finnair, которые используют воздушное пространство России для своей обширной азиатской сети, уже объявили о приостановке полетов на Дальний Восток. Подробнее о ситуации с финским перевозчиком мы сообщали в этой статье.

Российские авиакомпании также сильно пострадали от санкций. Воздушное пространство ЕС, Великобритании и Канады сейчас полностью закрыто, что делает полеты в Северную Америку практически невозможными, однако последствия войны в Украине оказались еще более далеко идущие. Ирландские арендодатели в настоящее время требуют возврата сотен самолетов, взятых в лизинг авиаперевозчиками в России.

Андрей Бочкарев