Катастрофа Boeing 737-800 авиакомпании China Eastern Airlines может помешать планам американского производителя по восстановлению своих позиций на крупнейшем в мире рынке самолетов и поставке более 140 самолетов 737 MAX, построенных для китайских заказчиков.
Хотя самолет, разбившийся в понедельник в провинции Гуанси, не имел программного обеспечения, которое привело к авариям двух самолетов в 2019 году, тем не менее, это может не иметь значения для национального регулирующего органа, известного своими строгими требованиями безопасности.
Слишком рано делать выводы
Расследование причин крушения самолета China Eastern Airlines только началось, и эксперты предупреждают, что делать какие-либо выводы еще рано, тем более, что такие события, как правило, связаны со многими факторами. Пока у нас ограниченная информация.
Однако следует иметь в виду, что Китай был первой страной в мире, которая три года назад после катастроф в Индонезии и Эфиопии запретила использование самолетов 737 MAX в своем воздушном пространстве. Поднебесная также остается единственным крупным рынком, на котором не возобновились коммерческие полеты с этой версией самолета.
Возвращение было очень близко, особенно после того, как машина в покраске Shanghai Airlines на прошлой неделе вылетела из Сиэтла в Чжоушань. Это был четкий сигнал о том, насколько он близок к «зеленому свету» от китайских регуляторов. Тем не менее самолет приземлился 15 марта на острове Гуам и, по данным FlightRadar24, остается там по сей день. Boeing отказался комментировать этот вопрос.
Роберт Спингарн, управляющий директор Melius Research, считает, что возвращение самолетов 737 MAX в Китай может быть отложено до тех пор, пока власти не получат ответа о причине катастрофы в Гуанси. Китайский регулятор известен своим чрезвычайно тщательным подходом к безопасности полетов.
В то же время китайским авиакомпаниям пока не нужны новые машины, поскольку продолжающаяся пандемия коронавируса SARS-CoV-2 уже более двух лет вызывает снижение спроса на авиаперевозки. Тем не менее заводы Boeing уже построили более 140 самолетов 737 MAX для китайских заказчиков. Поставки должны начаться, когда самолет вернется в коммерческую эксплуатацию.
1200 эксплуатируемых 737-800
В понедельник, после авиакатастрофы в Гуанси, цена акций Boeing упала на 3,6 процента. Машина версии 737-800, которая врезалась в гористую местность, была одной из 1200, использовавшихся в Китае. По нашим данным, в мире их эксплуатируется более 4200. Это показывает, насколько важен китайский рынок для американского производителя.
China Eastern Airlines и две ее дочерние компании решили приостановить эксплуатацию своего парка из 225 самолетов 737-800 после крушения. Другие авиакомпании из самой густонаселенной страны мира пока этого не сделали. Однако наши аналитики не прогнозируют, что весь флот КНР будет остановлен китайским регулятором. Это произойдет только в том случае, если оправдаются явные подозрения в технической неисправности как основной причине крушения самолета шанхайского авиаперевозчика. Однако опасения вызывает ожидаемое растущее недоверие китайских пассажиров к модели 737-800, до тех пор, пока не будет установлена причина аварии. Вот почему так важно быстро расследовать причины этой катастрофы.
«Мы были в тесном контакте с нашими клиентами в China Eastern Airlines и регулирующими органами после аварии и предложили полную поддержку со стороны наших технических экспертов в расследовании», — подчеркнул Дэйв Кэлхун, глава Boeing, в служебной записке для сотрудников, которую также получил наш источник.
Андрей Бочкарев