Аэропорт Хитроу

Кто сможет себе позволить летать на самолетах в следующем году?

Война в Украине не оказывает существенного прямого влияния на воздушное сообщение. Однако связанный с ней рост цен на топливо в сочетании с неопределенной экономической ситуацией и растущим инфляционным давлением приводит к тому, что авиационная отрасль может сильно пострадать. Хенрик Хололей, генеральный директор Европейской комиссии по мобильности и транспорту, рассказывает о будущем отрасли.В последние годы авиация столкнулась с огромными проблемами. Пандемия и временная приостановка рейсов привели к значительному ухудшению финансового положения как аэропортов, так и перевозчиков. Это вызывало конфликты между ними. Однако самое худшее наступило в феврале — пока отрасль готовилась к первому за многие годы хорошему летнему сезону, Россия атаковала Украину.

Несмотря на сложную ситуацию, за последние месяцы количество пассажиров значительно увеличилось, и некоторые авиакомпании могут вернуться к прибыли уже в ближайшее время. Однако это не означает, что будущее выглядит радужным.

Наступают времена большой неопределенности

К сожалению, уже сейчас очевидно, что рост цен на сырье и топливо негативно скажется на финансах авиакомпаний и, вероятно, продлится дольше. Они сопровождаются общим ухудшением экономических настроений и нарастающей неопределенностью, что не сулит ничего хорошего. “Последние годы научили нас тому, что мы не можем принимать что-либо как данность раз и навсегда”, — говорит Хенрик Хололей, генеральный директор Европейской комиссии по мобильности и транспорту.

“То, что у нас сейчас идет война в Европе, где ее не было уже более 20 лет, это то, чего никто не ожидал и уж точно не ожидало большинство. Неопределенность — злейший враг бизнеса. Очень сложно вести бизнес, когда не знаешь, что может принести завтрашний день”, — подчеркивает он. Хололей добавляет, что война пришлась на время, когда ожидалось быстрое восстановление, хорошие результаты пассажироперевозок во многих регионах мира в летний сезон.

“Мы живем в неуверенности касательно того, что принесет осень. Идет множество параллельных процессов, которых мы давно не видели, и каждый из них может нанести ощутимый урон авиационную рынку. Российская агрессия против Украины продолжается, и я уверен, что она будет продолжаться еще долго. Кроме того, конечно, у нас растут цены на энергоносители, что может стать постоянной тенденцией в будуще. Плюс к этому наблюдается рост процентной ставки. Все эти риски представляют собой огромную неопределенность. Неуверенность в том, как отреагируют люди и как это отразится на рынке”, — подчеркивает Хололей.

Война и воздушное движение

Стоит отметить, что сами по себе боевые действия в Украине не оказали существенного влияния на масштабы авиаперевозок. Самым серьезным и первым последствием была, конечно же, блокировка воздушного сообщения над Россией, Белоруссией и Украиной. Это коснулось перевозчиков из этих стран и тех, кто интенсивно летал над Сибирью. “Мы не видим большого влияния закрытия воздушного пространства на воздушное движение, но это также связано с небольшим масштабом полетов в настоящее время в Азии. Там восстановление идет гораздо медленнее. Китай по-прежнему закрыт”, — напоминает Хололей.


На российский, белорусский, украинский и молдавский рынки вместе приходилось всего 2,3 процента всех авиаперевозок в 2021 году, а около 7 проц. мировых авиаперевозок приходилось на Сибирь. Маршрут через Россию остается закрытым для большинства перевозчиков из-за санкций — это выливается в более высокие затраты для тех операторов, которые чаще всего им пользовались, но в глобальном масштабе на данный момент этот фактор не столь существенен.

Влияние войны на грузовые перевозки также не очень значительно – на долю России и Украины приходилось всего 1 проц. грузов, перевезенных авиацией. С другой стороны, около 19 проц. предложения было доступно на маршрутах, ведущих через Россию — и здесь авиакомпаниям приходится учитывать дополнительные расходы, связанные с увеличением продолжительности маршрутов, но в связи с пандемией фрахтовые ставки остаются высокими, поэтому это не будет иметь решающего значения с точки зрения ситуации в отрасли.

Сможем ли мы позволить себе летать?

Однако самым серьезным последствием войны в Украине является ухудшение и без того не самой лучшей экономической ситуации в мире. В то время как экономика начала восстанавливаться, а рынки открываться, во многих случаях проблема заключается в растущей инфляции, вызванной все более дорогими ископаемыми видами топлива. Это напрямую связано с давлением на рост заработной платы — уже есть признаки возможных забастовок или проблем с поиском желающих работать в аэропортах.
“Вопрос, который мы должны задать себе в конце года, будет заключаться в том, останутся ли у людей, летающих с удовольствием сейчас, деньги на оплату отпуска или покупку билетов. Я думаю, что их точно будет меньше, чем сегодня”, — заключает представитель Еврокомиссии.

Андрей Бочкарев