Мнение экспертов: банкротства и консолидации на авиационном рынке продолжатся

Приобретение авиакомпании Air Europa группой IAG показывает, что пятерка лучших в Европе завершает год так же, как и начала: консолидация своей собственности во все еще раздробленном авиационном секторе, увеличение их общей доли на рынке до 50 проц.

B787 авиакомпании AirEuropa

B787 авиакомпании AirEuropa

В то время как для большинства комментаторов на авиационном рынке решение IAG о поглощении Air Europa стало неожиданностью, для экспертов нашего портала это является лишь подтверждением тенденции консолидации, которая продолжается уже долгое время, о чем мы неоднократно писали. Scope Ratings напоминает, что Air Europa, специализирующаяся на рейсах в Южную Америку и базирующаяся в Мадриде, является лишь последней из длинного списка мелких и средних перевозчиков, которые обанкротились, были поглощены или объединены с другими авиакомпаниями в 2019 году, оставляя все больше и больше слотов в аэропортах или на воздушных маршрутах в руках IAG (материнской компании British Airways и Iberia), Lufthansa Group, Air France-KLM, easyJet или Ryanair.

Сочетание существующего на рынке чрезмерного предложения и жесткой конкуренции, которая вызывает давление с целью снижения цен на билеты и снижения маржи, несмотря на увеличение пассажирских перевозок, создает очень трудные условия для выживания для всех перевозчиков, кроме крупнейших. Небольшие авиакомпании, обслуживающие только европейский рынок, уже давно сталкиваются с проблемами. Теперь отчетливо видно, что те авиакомпании, которые пытались найти свои ниши в трансатлантических перелетах и на других дальних маршрутах, вынуждены начинать борьбу за выживание.

Приобретение Air Europa IAG за 1 млрд евро укрепит позиции владельца British Airways и Iberia в Испании. Аналогичным образом, группа Air France-KLM в этом году выиграла от банкротства французских перевозчиков Aigle Azur и XL Airways, а Lufthansa Group должна извлечь выгоду от краха словенской авиакомпании Adria Airways. Ценные британские слоты, принадлежащие ныне несуществующим авиакомпаниям бюро Thomas Cook, могут перейти в British Airways, easyJet и Ryanair. В свою очередь, усилия норвежской авиакомпании по улучшению своего финансового положения привели к сокращению количества рейсов, обслуживаемых дальнемагистральным недорогим перевозчиком со штаб-квартирой в Осло, который избавился от части самолетов и сократил количество обслуживаемых рейсов.

Наши эксперты считают, что изменения такого типа будут продолжаться в европейском секторе до тех пор, пока процентные ставки будут оставаться низкими, а более крупные и имеющие более высокие рейтинги авиакомпании смогут извлечь выгоду из своего лучшего профиля затрат и финансовой устойчивости для финансирования приобретений обанкротившихся компаний. Небольшим авиакомпаниям сложнее справиться с ростом расходов (от колебаний цен на авиационное топливо, укрепления доллара США, повышения зарплат, аэропортовых сборов до компенсации пассажирам), чем крупным перевозчикам, которые в этом году также столкнулись с трудностями. Приостановка эксплуатации Boeing 737 MAX, неопределенность в отношении Brexit и забастовки бортпроводников, пилотов и авиадиспетчеров — вот некоторые из событий, которые привели к сниженным финансовым результатам многих крупных перевозчиков.

Согласно подсчетам наших аналитиков, Lufthansa Group в 2018 году увеличила свою рыночную долю до 12,3 процента, что является самой большой среди авиакомпаний в Европе. У Ryanair — 12 процентов доли рынка, IAG — 9,8 проц., Air France-KLM — 8,8 и easyJet — 7,7 Авиационный сектор в Европе все еще остается очень фрагментированным — остальные  авиакомпании, за исключением пяти ведущих, сохраняют за собой 49,4 процента рынка. Наши эксперты считают, что общая тенденция консолидации будет продолжаться в течение 2019 года.

Андрей Бочкарев

Мнение экспертов: банкротства и консолидации на авиационном рынке продолжатся

Мнение экспертов: банкротства и консолидации на авиационном рынке продолжатся

Приобретение авиакомпании Air Europa группой IAG показывает, что пятерка лучших в Европе завершает год так же, как и начала: консолидация своей собственности во все еще раздробленном авиационном секторе, увеличение их общей доли на рынке до 50 проц.

B787 авиакомпании AirEuropa

B787 авиакомпании AirEuropa

В то время как для большинства комментаторов на авиационном рынке решение IAG о поглощении Air Europa стало неожиданностью, для экспертов нашего портала это является лишь подтверждением тенденции консолидации, которая продолжается уже долгое время, о чем мы неоднократно писали. Scope Ratings напоминает, что Air Europa, специализирующаяся на рейсах в Южную Америку и базирующаяся в Мадриде, является лишь последней из длинного списка мелких и средних перевозчиков, которые обанкротились, были поглощены или объединены с другими авиакомпаниями в 2019 году, оставляя все больше и больше слотов в аэропортах или на воздушных маршрутах в руках IAG (материнской компании British Airways и Iberia), Lufthansa Group, Air France-KLM, easyJet или Ryanair.

Сочетание существующего на рынке чрезмерного предложения и жесткой конкуренции, которая вызывает давление с целью снижения цен на билеты и снижения маржи, несмотря на увеличение пассажирских перевозок, создает очень трудные условия для выживания для всех перевозчиков, кроме крупнейших. Небольшие авиакомпании, обслуживающие только европейский рынок, уже давно сталкиваются с проблемами. Теперь отчетливо видно, что те авиакомпании, которые пытались найти свои ниши в трансатлантических перелетах и на других дальних маршрутах, вынуждены начинать борьбу за выживание.

Приобретение Air Europa IAG за 1 млрд евро укрепит позиции владельца British Airways и Iberia в Испании. Аналогичным образом, группа Air France-KLM в этом году выиграла от банкротства французских перевозчиков Aigle Azur и XL Airways, а Lufthansa Group должна извлечь выгоду от краха словенской авиакомпании Adria Airways. Ценные британские слоты, принадлежащие ныне несуществующим авиакомпаниям бюро Thomas Cook, могут перейти в British Airways, easyJet и Ryanair. В свою очередь, усилия норвежской авиакомпании по улучшению своего финансового положения привели к сокращению количества рейсов, обслуживаемых дальнемагистральным недорогим перевозчиком со штаб-квартирой в Осло, который избавился от части самолетов и сократил количество обслуживаемых рейсов.

Наши эксперты считают, что изменения такого типа будут продолжаться в европейском секторе до тех пор, пока процентные ставки будут оставаться низкими, а более крупные и имеющие более высокие рейтинги авиакомпании смогут извлечь выгоду из своего лучшего профиля затрат и финансовой устойчивости для финансирования приобретений обанкротившихся компаний. Небольшим авиакомпаниям сложнее справиться с ростом расходов (от колебаний цен на авиационное топливо, укрепления доллара США, повышения зарплат, аэропортовых сборов до компенсации пассажирам), чем крупным перевозчикам, которые в этом году также столкнулись с трудностями. Приостановка эксплуатации Boeing 737 MAX, неопределенность в отношении Brexit и забастовки бортпроводников, пилотов и авиадиспетчеров — вот некоторые из событий, которые привели к сниженным финансовым результатам многих крупных перевозчиков.

Согласно подсчетам наших аналитиков, Lufthansa Group в 2018 году увеличила свою рыночную долю до 12,3 процента, что является самой большой среди авиакомпаний в Европе. У Ryanair — 12 процентов доли рынка, IAG — 9,8 проц., Air France-KLM — 8,8 и easyJet — 7,7 Авиационный сектор в Европе все еще остается очень фрагментированным — остальные  авиакомпании, за исключением пяти ведущих, сохраняют за собой 49,4 процента рынка. Наши эксперты считают, что общая тенденция консолидации будет продолжаться в течение 2019 года.

Андрей Бочкарев