Модернизация делового самолета – делать или не делать?

Обычно к владельцу бизнес-самолета, особенно старших годов выпуска, во время ежегодной инспекции технического обслуживания (IAM) обращаются с предложением по обновлению: новая навигационная система, новый комплект маршевых винтов, новый двигатель, последняя модель системы развлечений и так далее. Когда наступит ваша очередь, учтите, что эти услуги имеют решающее значение для обновления и поддержания безопасности парка.
Апгрейды можно разделить на следующие большие группы:

1) Модернизация системы, от замены двигателей на новые, более современными с меньшим потреблением, до замены аналоговой авионики современными цифровыми системами;

2) Модификация конструкции для повышения производительности, и здесь мы имеем дело с процедурами от установки новых двигателей и винтов вплоть до винглетов;

3) Обязательные изменения, в соответствие с новыми требованиями авиационных органов, например, установку системы слежения за воздушным судном в режиме реального времени ADS-B, недавно объявленными американскими авиационными органами.

Поэтому решение о том, устанавливать или нет новое оборудование, принимается на основе технико-экономического анализа, а также личных предпочтений и финансовых возможностей владельца воздушного судна. Другими словами, наличие хороших знаний и доступа к нужной информации может означать, что вы можете совершить выгодные переделки, которые сохранят или увеличат стоимость вашего самолета, или просто установите безделушки, которые ничего не добавят к цене при будущей продаже.

Модернизация силовой установки, как правило, является самой дорогой модификацией, а также наиболее популярной в будущем при продаже самолета. В той или иной форме она может обеспечить реальное улучшение летных характеристик. В этих случаях с технической точки зрения модернизация крайне полезна, но вопрос ее проведении решает владелец исходя из своих финансовых возможностей.

В свою очередь подобная модернизация ставит такие вопросы, как: какова реальная выгода, которую модификация принесет вашей деятельности? Например, если 80 процентов ваших рейсов не продолжительны, не имеет особого смысла проводить очень дорогую и глубокую модернизацию, которая дает уменьшение потребления топлива в крейсерском полете, поскольку ваше время в пути относительно очень мало по сравнению со взлетом и посадкой … В этом случае может быть лучше провести модификации, которые улучшают характеристики этих двух этапов полета, а не инвестировать в этап, на который расходуется пропорционально меньше времени.

Одним из предложений в этих случаях является создание матрицы решений, в которой перечислены технические и экономические критерии и проверены примечания для каждого элемента, что облегчит окончательное принятие решения.

В категорию типовых обновлений с обещанием улучшения летных характеристик попадают все модификации и обновления, которые еще не имеют прецедента у производителя, то есть которые еще не были включены в список стандартного оборудования самолета. Обычно такие переделки предлагают специальные компании, которая разработала проект, или с помощью аналогичной конструкции, заложенной в конструкцию самолета. Классический пример — замена пропеллера.

В этих случаях технические проблемы превосходят модернизацию системы, и очень важен совет хорошей авиационной инженерной фирмы или хорошего авиационного инженера. Следует соблюдать технические детали проекта по восстановлению, а обещания повышения производительности следует проверять, предпочтительно, поговорив с теми, кто уже провел модификацию.

На рынке этого типа модификации уже есть несколько традиционных производителей, которые давно работают и имеют за плечами сотни проданных комплектов, у них есть преимущество перед новыми участниками, так как они уже имеют историю и позволяют владельцу самолета провести опрос среди своих предыдущих клиентов о степени удовлетворенности апгрейдом.

Еще одна проблема, которую следует иметь в виду, это безопасность. Необходимо выполнить поиск по количеству авиационных происшествий с модифицированным воздушным судном, а ответственность исполнителя в случае авиационной аварии должны быть четко прописаны в контракте на проведение работ. Здесь, опять же, простая таблица поможет руководителю обосновать свои решения.

Некоторые модификации являются обязательными и вводятся в соответствии с Директивой о летной годности (AD). В этом случае они должны выполняться в назначенные авиационными органами сроки, и обычно стоимость таких модификаций возлагается производителя или владельца воздушного судна.

Независимо от ситуации, рекомендация всегда состоит в том, чтобы внести изменения, а затем обсудить, кто будет нести расходы, потому что в таких случаях управление самолетом без внесения необходимых изменений представляет угрозу безопасности и после истечения срока действия Директивы о летной годности, выполнять полеты без установленной модификации незаконно.

Существует также четвертый тип модификаций, которые представляют собой изменение интерьера и систем мультимедиа. Эти изменения влияют на стоимость самолета, особенно на дорогостоящие межконтинентальные бизнес-джеты.

В этом случае более современная система спутниковой связи имеет значение во время продажи, так же как более надежная система конференц-связи, рассматриваемая как опция, которая оправдывает повышенную цену.

В небольших коммерческих самолетах такие модификации не увеличивают стоимость при перепродаже или прямо никак не влияют на предполагаемую цену, поэтому их следует проводить в том случае, если владелец заинтересован в том, чтобы оставить у себя самолет в течение некоторого времени после установки нового оборудования.

Решение о том, стоит ли устанавливать обновление, включает технические и экономические аспекты и может быть значительно упрощено, если управляющий компанией или владелец воздушного судна сделает простую таблицу принятия решений, где зафиксирует все «за» и «против» с указанием стоимости работ.