fbpx

Она не помнила, как это случилось. Последнее, что она могла вспомнить, это посадку на самолет в Копенгагене. Менее чем через час она испытала то, чего еще никто не испытал — падение с высоты в десять километров. Стюардессу Весну Вулович, о которой пойдет рассказ, нашел бывший солдат Вермахта, оказавшийся на месте, где начали падать обломки югославского самолета. Он и услышал стоны Весны Вулович из-под покореженной части фюзеляжа.
К счастью для югославской стюардессы, Бруно Хонке служил во время Второй мировой войны парамедиком и не забыл, как оказывать первую помощь тяжело раненым. А Вулович была в крайнем состоянии.

То, что она вообще выжила, часто называют “чудом” и оно остается объяснимым не до конца. Женщине просто очень повезло, хотя она так не считала. “Мне бы повезло, если бы меня вовсе не было в этом самолете”, – призналась она.

Осуществление мечты

Весна Вулович фигурирует в Книге рекордов Гиннесса как человек, который пережил падение с самой большой высоты, не используя парашют. Ее результат – 10 160 метров. Рекорд был установлен непреднамеренно и не по своей воле 48 лет назад, 26 января 1972 года, в то время над Чехословакией.

Вулович была гражданкой Югославии, сербкой, родившимся в Белграде. Дела ее родителей шли хорошо, отец зарабатывал на торговле. Будучи подростком, она влюбилась в группу Битлз и западную культуру. После первого года языковых курсов ей удалось организовать поездку в Великобританию, официально чтобы улучшить английский. Оттуда, по настоянию друзей, она переехала в Швецию, но ее родители испугались, что она окунется в западную сексуальную революцию и потребовали вернуться в Белград. Желание посещать западные страны не пропало, она решила стать стюардессой. Тогда существовал “железный занавес” и для жителей социалистических стран профессия стюардессы или моряка была единственной возможностью увидеть свободный мир. Хотя, надо признать, бывшая Югославия была более открытой.

“Я летала до аварии всего восемь месяцев. У меня даже не было постоянного контракта. Более того, я вообще не должна была лететь в этом самолете. Меня перепутали с другой Весной и отправили на рейс. Не зная, что меня ждет, я была очень счастлива, потому что впервые летела в Данию. Я мечтала переночевать в отеле “Шератон” в Копенгагене, и это произошло”, – вспомнила женщина спустя годы.

Самолет разорвался на две части

Вулович поднялась на борт McDonnell Douglas DC-9 вместе с четырьмя другими членами экипажа в Копенгагене примерно в 14:30 по местному времени. Машина вылетела в Стокгольм и должна была продолжить путь в Белград через Загреб. “Я помню, что заметила, как сходит один из пассажиров. Он казался очень нервным. Коллеги тоже его заметили. Думаю, он и заложил бомбу”, – вспоминает она. Однако в то время она не могла и представить, что ее ожидает. Последнее, что она помнит, это как она вошла в пассажирский салон и посмотрела на несколько женщин, которые делали уборку, суетясь между креслами. Следующее воспоминание — это больница. Месяц спустя.

Полет продолжался в обычном режиме менее часа. В 16:01 связь с машиной внезапно прекратилась, а черные ящики прекратили запись. В то время самолет летел на крейсерской высоте в десять километров над границей ГДР и Чехословакии. Мгновение спустя на лес недалеко от города Ческа Каменице стали падать обломки самолета.

Схематическая рекострукция падения обломков самолета Вулович
Схематическая рекострукция падения обломков самолета Вулович

Следователи, которые вели дело о катастрофе, считают, что ее причиной был взрыв бомбы, помещенной в чемодан, загруженный в передний багажный отсек с левой стороны машины. Ее взрыв разорвал переднюю часть фюзеляжа, сразу за кабиной пилотов и до того места, где начинается центроплан. Через несколько секунд самолет падать. Он упал на землю двумя большими кусками — одним была кабина пилотов, а второй — средняя и задняя часть машины. Тела пилотов оставались пристегнуты к своим креслам. Тела 19 человек были найдены в окрестностях места крушения. Они выпали из самолета в воздухе. Оставшиеся семь человек остались в задней части машины, которая упала на землю почти целиком. Там и была найдена Вулович.

Случившееся трудно объяснить

Хонке позже рассказывал, что слышал крик стюардессы из обломков. Он обнаружил у нее сильное кровотечение из серьезной раны на голове. Вскоре она потеряла сознание. “Человек, который нашел меня, сказал, что я была в средней части самолета. Голова частично высовывалась из фюзеляжа. На мне лежало тело мертвой коллеги, и еще меня придавила тележка с едой и напитками. Видимо это остановило меня в самолете”, – вспоминала позже Вулович.

После доставки в больницу выяснилось, что у нее треснул череп и произошло сильное кровоизлияние в мозг. У нее также были сломаны обе ноги и три позвонка, лопнул таз и несколько ребер.

“Никто не знает, почему я выжила. Один доктор сказал, что меня спасло низкое кровяное давление. Оно и на самом деле было низким и я вообще могла бы не стать стюардессой, но перед медицинской комиссией я выпила много кофе. Во время аварии, видимо, я быстро потеряла сознание после декомпрессии, и поэтому мое сердце выдержало”, – рассказывала позже Вулович.

Еще одним фактором является то, что фюзеляж падал относительно медленно, благодаря сопротивлению воздуха и оставшимися невредимыми крыльям. Кроме того, эта часть упала в склон холма, покрытого деревьями и снегом. В сумме эти факторы, по-видимому, настолько ослабили удар, что Вулович выжила.

Женщина была в коме две недели. Она совсем не помнила несчастный случай. Когда доктор из больницы в Праге показал ей газету с информацией о случившемся, она потеряла сознание от избытка эмоций. Хотя она самой катастрофы не помнит. В середине марта ее доставили самолетом в больницу в Белграде. Перед полетом врачи предложили ей успокоительное, но она отказалась. “Я ничего не помнила об катастрофе, поэтому я не боялась летать. Наоборот, я все еще хотела работать стюардессой”, – вспоминает она.

Горькая удача

Однако Весна Вулович не смогла вернуться к своей любимой профессии. До сентября, в течение восьми месяцев, женщина проходила лечение и реабилитацию. “Я хотела вернуться на рейсы, но мне сказали, что этого мое здоровье не позволяет. Противопоказаний на самом деле не было, но они не хотели видеть меня, потому что я напомнила бы им о катастрофе. Меня отправили на офисную работу и мне пришлось заниматься грузовыми контрактами”, – сказала Вулович. Женщина стала очень известной в Югославии и за рубежом. Она появлялась на телевидении, давала много интервью.

Весна вышла замуж в 1977 году, но развелась десятилетие спустя. Врачи сказали, что у нее могут быть дети, но когда она забеременела, то беременность оказалась внематочной и Вулович чуть не умерла от осложнений.

Она работала до 1990 года, когда ей пришлось уйти из-за публичной критики диктаторского режима и кровавых преступлений Слободана Милошевича. “Мне не было дела до политики. Я просто хотела, чтобы моя нация выжила. Все думают, что сербы воинственны и злы, но это не так. Я всегда просила людей не ввязываться в войну, не воевать с боснийцами или хорватами, потому что мы все братья”, – сказала она.

Позже она жила в одиночестве в квартире в Белграде. Все чаще стала уединяться и отказывалась от большинства запросов на интервью. Ей пришлось бороться с чувством вины за то, что только она пережила катастрофу. Ее родители умерли до распада Югославии. По утверждению Вулович, они ушли из жизни преждевременно из-за ее несчастного случая, потому что им пришлось продать значительную часть своего имущества, чтобы оплатить ее лечение.

“Я невезучая. Это не было удачей. Все так думают, но они не правы. Если бы мне повезло, меня не было бы в этом самолете, и мои родители жили бы”, – сказала она в интервью в 90-х годах. Она умерла в одиночестве в 2016 году. Ее тело было найдено в квартире только через несколько дней, после того как соседи забили тревогу.

Конфликт спустя годы

Следователи пришли к выводу, что бомба на самолете была заложена хорватскими националистами. Однако ни заказчиков, ни исполнителей найти не удалось. Никто никогда не был арестован или осужден.

Уже в 21 веке немецкий журналист опубликовал результаты своего расследования, основанные на некогда секретных документах из архива чехословацких служб, которые якобы указывали, что причины катастрофы самолета с Вулович был другими. Он заявил, что машина была по ошибке сбита чехословацкими ВВС, и дело было скрыто. Взрыв, по его утверждению произошел на гораздо более малой высоте в несколько сотен метров, что, в принципе, незначительно уменьшает уникальность случая выживания.

Однако утверждения журналиста были опровергнуты как “теория заговора” правительством Чехии и Сербии, ветеранами чехословацкой армии и отставными членами комиссии по расследованию авиационных происшествий. Вопреки утверждениям журналиста, черные ящики от самолета не были потеряны, а были открыты следственным комитетом в Амстердаме в присутствии представителей Дании, Нидерландов, Чехословакии и Югославии. Их отчет ясно показал, что катастрофа произошла на крейсерской высоте.

Памятник на месте падения обломков nnell Douglas DC-9 в Чехии
Памятник на месте падения обломков nnell Douglas DC-9 в Чехии

Сам журналист позже признал, что у него нет убедительных доказательств, и его теория была результатом дедукции. Таким образом, Книга рекордов Гиннеса зафиксировала случай с Весной Вулович:

“Человек, переживший падение с самой большой высоты без парашюта: 10 160 метров”.

Андрей Бочкарев