На прошлой неделе нас покинул Ники Лауда, легендарный гонщик Формулы 1, который также оказал значительное влияние на европейскую авиационную индустрию. Лауда, безусловно, был редким примером того, кому удалось добиться успеха в двух отраслях, столь отличных друг от друга.
«С глубоким прискорбием сообщаем, что в понедельник наш дорогой Ники упокоился в окружении своей семьи. Его невероятные спортивные достижения и авиационная деятельность останутся незабываемыми. Нас всегда будет сопровождать его неутомимая готовность действовать, простота и смелость. Ники был образцом для подражания для всех нас. Вне публики он был любящим и заботливым мужем, отцом и дедушкой. Нам будет его очень не хватать», – говорится в официальном заявлении семьи.
За свою карьеру в Формуле 1 Ники Лауда выступал на 170 гонках Гран При. Он выиграл 24 поул-позиции, добился 25 побед, 54 раза поднялся на подиум и совершил 24 самых быстрых круга. После ухода из гонок в 1985 году Лауда выполнял несколько функций в Формуле-1, но посвятил свое время главным образом авиационному бизнесу. «Управление авиакомпанией, наверное, самая сложная работа в мире, но я все равно любил авиационную отрасль. Гонки были только более опасными для моей жизни», – сказал Ники Лауда в интервью в 2009 году.
«Он всегда был готов создавать авиакомпании и показывать, что небольшая компания может сделать многое лучше. Лауда был самым удачливым в решении проблем, одна из которых заключалась в том, чтобы удерживать цены на низком уровне, предлагая нечто иное, чем другие бюджетные авиакомпании на рынке. Он всегда был очень сосредоточен на качестве, особенно в работе бортового персонала и организации питания», – сказал Карстен Бенц, занимавший высокие позиции в Lufthansa и Austrian Airlines.
«Он был невероятно прост, иногда очень требователен, но прямо подходил к делу, что в сочетании с хорошим чувством юмора делало дискуссии с ним очень информативными и приятными. Это была большая разница по сравнению с другими боссами. Его можно было видеть полете, в кабине пилотов или приветствующим гостей на борту самолета», – сказал Кристоф Дебус, генеральный менеджер авиакомпании Thomas Cook.
Лауда был одним из немногих владельцев авиакомпаний и генеральных менеджеров, который также был пилотом. У него были пилотные лицензии и допуски для большинства пассажирских машин, в том числе на аэробус A320, Boeing B737, 767 и 777, а также на бизнес-джеты Bombardier. Он налетал более 19 000 часов на многих типах самолетов.
«Гонки и полеты — это две противоположности. В авиации нужно следовать инструкциям. Я управлял большинством самолетов начиная с малых деловых до A320, от 737 до B777, и я всегда следовал правилам. В воздухе я никогда не делал ничего глупого и гоночного, как на треке, где я делал все возможные глупости», – признался он в прошлогоднем интервью в «F1 Racing».
Посол Bombardier Jets
Ники Лауда был представителем и лицом деловых самолетов Bombardier в течение многих лет. Он начал летать на Learjet, затем переключился на самолет Challenger 300, и на машины Global 5000 и 6000. Он прилетал на них на свои соревнования Гран-при, а позже, представлял машины потенциальным новым клиентам. Недавно он первым в Европе получил последнюю версию Globala 7500. Самолет с серийным номером 70011 был передан ему 28 марта этого года, буквально через семь недель после того, как флагман деловой Bombardier получил сертификат типа от Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). Global, который Lauda заказал в мае 2015 года, зарегистрирован в австрийском авиационном регистре под номером OE-IIL
«Мне очень нравилось наблюдать за развитием авиационной программы Global. Последняя модель 7500 является кульминацией всех знаний, которые команда Bombardier накопила за эти годы, и я рад, что смогу испытать дальность полета, скорость и комфорт этого самолета», – прокомментировал покупку он после получения новой машины.
Эпоха Lauda Air
Ники Лауда основал авиалинию Lauda в апреле 1979 года. Однако перевозчик начал работать только в 1985 году и первоначально выполнял функции чартерного и воздушного такси. Одним из первых типов реактивных самолетов, используемых Lauda Air, была британская серия BAC One-Eleven 500, арендованная у румынского TAROM. Регулярные рейсы начались в 1987 году. Чуть позже, в 1989 году, авиакомпания получила лицензию на международные сообщения и запустила первые дальнемагистральные рейсы из Вены в Сидней и Мельбурн через Бангкок. В 1990-х годах рейсы в Сидней и Мельбурн проводились с остановками в Куала-Лумпуре и Бали. Авиакомпания также предлагала ежедневные рейсы в Дубай, Кубу и Майами через Мюнхен.
Lauda Air стала дочерней компанией Austrian Airlines в декабре 2000 года. Год спустя, операции перевозчиков были объединены, и бренд Lauda Air обслуживал чартерные рейсы уже в составе австрийской группы. Затем, 1 июля 2012 года, Lauda Air была полностью поглощена австрийскими структурами, и все самолеты в тот же день были переданы в Austrian Airlines. Марка Lauda Air прекратила существование в начале работы летнего расписания 31 марта 2013 года и заменена на тогдашний Austrian myHoliday. В парке этого перевозчика эксплуатировалось в общей сложности 44 самолета, начиная от малых бизнес-джетов до Airbus A320, Boeing B737-200, 300, 400, 600, 700, 800, B767 и B777.
Катастрофа Boeing B767-300ER Lauda Air
Худший день в его жизни, как он всегда говорил, был не 1 августа 1976 года, когда он попал в аварию на трассе F1. В мае 1991 года рейс Lauda Air № 004 потерпел крушение через несколько минут после старта в Бангкоке. Все 223 человека, находившиеся на борту 2-летнего Boeing B767-300ER (OE-LAV), погибли. Расследование показало, что авария произошла при самоактивации реверсора тяги двигателя 1 во время полета. Расследовавшие катастрофу не смогли объяснить такое поведение оборудования, но концерну Boeing было предписано установить соответствующую систему, которая исключала бы подобные случаи.
«Когда вы видите посреди джунглей свой самолет и 223 человека лежащих мертвыми, это очень трагическое переживание. Когда я участвовал в гонках, я мог бы погибнуть, но это была только моя собственная игра и моя вина. А эти люди купили у меня билет, чтобы безопасно перелететь из пункта А в пункт Б, и мы не смогли безопасно доставить их домой. То, что действительно раздражало меня позже, было реакцией Boeing, когда мы уже знали причину несчастного случая. Boeing совершенно не знал, что делать, и даже не хотел комментировать этот вопрос в то время», – сказал Лауда в честном интервью в 2006 году.
Это последнее высказывание спустя много лет получило прекрасное подтверждение в нынешней ситуации, в которой оказался Boeing. После двух катастроф B737 MAX 8 американский производитель не сразу принял вызов, а начал пиар-компанию.
flyNiki ищет большего партнера
Линия Niki (известная как NIKI или flyNiki) была австрийской бюджетной авиакомпанией, принадлежащей Ники Лауда, которая начала свою деятельность в 2003 году. Она обслуживала регулярные и чартерные рейсы в европейские и североафриканские курорты из Вены, Зальцбурга, Граца и Инсбрука, а также выполняла полеты из нескольких немецких аэропортов. В январе 2004 года Niki объявила о сотрудничестве с airBerlin, а в конце 2011 года она полностью вошла в структуру этого перевозчика.
В октябре 2014 года Niki объявила об отмене рейсов из Вены в Копенгаген, Москву и Франкфурт из-за снижения спроса. Взамен она запустила отпускные маршруты. Весной 2015 года Niki начала заменять свой парк Embraer E190 на Airbus A319 из своей родительской авиакомпании airBerlin, а использованные E-Jets были проданы авиакомпании Helvetic Airways.
Laudamotion / Lauda
После банкротства airBerlin Лауда вернул NIKI под свое крыло. Затем были проведены переговоры с авиакомпаниями Lufthansa и Thomas Cook. Тем не менее, немецкая авиакомпания получила четкий сигнал от Европейской комиссии, что она не согласится на очередное поглощение. Со своим предложением появился ирландский Ryanair, который сначала купил более 50 процентов активов. Laudamotion представил планы по увеличению парка до 30 аэробусов A320 к лету 2020 года. Приобретение последних 25 процентов австрийской авиалинии было завершена 31 декабря 2018 года. Ранее Ryanair владел 50 и 75 процентами соответственно акций в Laudamotion.
Laudamotion, которая была переименована в линию LAUDA, теперь предлагает полеты с четырех баз и удвоит этим летом количество своих самолетов в Вене до восьми, что сделает австрийский аэропорт самой большой ее базой. С июня 2019 года австрийская компания последовательно разместит семь самолетов в немецком аэропорту в Дюссельдорфе, четыре — Штутгарте и два — на испанской Майорке. К 2022 году Laudamotion планирует эксплуатировать на своих маршрутах с 40 единиц воздушных судов семейства A320 и перевозить 10 миллионов пассажиров в год.
«Ники Лауда останется в наших сердцах и в нашей памяти как дальновидный лидер, легенда Формулы 1 и пионер авиации. Он был исключительным предпринимателем, мужество и боевой дух которого вдохновляли миллионы. В тот момент, когда мы опустошены этим безвременным уходом, его дух и видение будут жить в Laudamotion, которая гордо носит его имя. Это грустный день для Формулы 1 и Laudamotion. Пусть он упокоится с миром», – сказал Майкл О’Лири, президент Ryanair.
Похороны легенды
«Ники Лауда будет похоронен в гоночном костюме, а шлем, который он использовал во время своей спортивной карьеры, будет помещен в гроб», – сообщили близкие. Похороны состоятся в среду, 29 мая, а поминальная панихида пройдет в соборе Святого Стефана в 13.00. В ней примут участие около 300 человек, среди которых будут известные и действующие автогонщики, политики, спортсмены и друзья покойного. Лауда будет похоронен на одном из венских кладбищ, на похоронах будут присутствовать только самые близкие члены семьи.
Можно с уверенностью сказать, что такие рискующие личности, как Ники Лауда, не всегда очень успешны, но без них индустрия авиаперевозок наверняка была бы не такой яркой.