Новый аэропорт Турции и Turkish Airlines изменят авиационную карту мира

Приближается дата открытия гигантской стамбульской воздушной гавани. В соответствие с планом, первая фаза строительства нового аэропорта INA (Istanbul New Airport) должна быть закончена к 29 октября текущего года. Недавно было объявлено, что взлетно-посадочная полоса Nr 1 длинной 3750 м и шириной 60 уже готова к использованию. На ней будет смонтирована самая большая и современная в мире система световой сигнализации, включающая в себя 34 тысячи ламп.


Закончено уже 80 процентов всех конструкций, в том числе, совсем недавно, система погрузки и разгрузки багажа. В первой фазе развития пропускная способность Istanbul New Airport составит 90 млн пассажиров в год. На нем будет оперировать более ста авиакомпаний, выполняющих рейсы по350 направлениям. В аэропорту INA будет три независимых, параллельных взлетно-посадочные полосы.

Разумеется, что для все нас наиболее важен и интересен стратегический и деловой аспект запуска этого гиганта. Что изменится на авиационной карте мира?

Как показывают результаты деятельность национального турецкого перевозчика THY (Türk Hava Yolları – Turkish Airlines), а также существующего аэропорта Стамбула им. Ататюрка (IST), эта пара стала уже крупным игроком глобального авиационного рынка. Турецкая авиакомпания очень быстро наверстала упущенное во время военно-политического кризиса в регионе и в настоящее время достигла уровня перевозок «большой европейской тройки» – Lufthansa, Air France, British Airlines. Разумеется, что речь идет о самих перевозчиках, а не группах. Аналогичным образом и главный стамбульский аэропорт восстановил свою пропускную способность и сравнился с амстердамским Схипхолом, парижским аэропортом им. Шарля де Голля и воздушной гаванью Франкфурта-на-Майне, немного уступая лондонскому Хитроу.

Полное возвращение «бизнес-здоровья» THY и IST подтверждают данные касающиеся транзитных перевозок через этот аэропорт, осуществляемые национальным перевозчиком Турции. В первом квартале число приобретенных билетов на рейсы через IST выросла аж до 21 процентов. Если говорить о рынках разных стран, то лидером здесь стала Россия: +70 проц.(!), затем США: +50 проц., Германия: +35 проц., Великобритания: +30 проц. и Индия: +17 проц. Только число китайских пассажиров выросло не так значительно – всего на 5 проц.

В случае с Германией и США, на рост оказало влияние восстановление после спада пассажиропотока в предыдущем году из-за вышеупомянутых причин. Это подтверждается данными опубликованными THY. В период январь-февраль 2018 число транзитных пассажиров на международных направлениях (заграница-заграница) выросло на 26 проц.

Турецкий перевозчик и его хаб в совершенстве используют идеальное географическое расположение, если вести речь о транзитах Европа(особенно юго-восточная)-Азия, или из/в Ближний Восток и из/в Африку. Мы писали об этом неоднократно на страницах нашего портала. Благодаря географическому положению у THY в ее сети сообщений больше всего международных направления по сравнению со всеми авиакомпаниями мира.

Главным конкурентом дуэта THY-IST являются авиакомпании и их материнские аэропорты из региона Персидского залива. Особенно в транзитном движении Европа-Азия, а также, в меньшей степени, Азия-Северная Америка, Азия-Африка. В первом из этих случаев турецкий игрок имеет огромное конкурентное преимущество. IST расположен значительно ближе к Европе, Азии и Африке, чем хабы Залива. Emirates сделали ставку на большие широкофюзеляжные самолеты, на которые приходится по одному-двум рейсам в день. THY почти на всех европейских направлениях использует узкофюзеляжные самолеты. Благодаря этому стандартом стало выполнение трех рейсов в день во все крупнейшие города мира.

Постоянным преимуществом THY (и аэропорта им. Ататюрка) являются низкие операционные расходы. Следует помнить, что Турция не является членом ЕС и трактует свой авиатранспорт, как народное достояние, при этом нельзя исключить, что государство поддерживает его методами, которые не поддерживаются правилами ЕС. В этом контексте надо сказать, что ЕС уже работает над правилами, целью которых является исключение или ограничение деятельности на европейском компаний, не придерживающихся методов добросовестной конкуренции и/или поддерживаются каким-либо способом со стороны государства. Но пока эти документы в разработке, и даже если и будут приняты, то турецкая авиакомпания и ее конкуренты из стран Персидского залива, уже займут прочное место на европейском рынке, пользуясь своими нынешними преимуществами.

Это касается и нового аэропорта. Само собой разумеется, что открытие INA откроет перед THY новые и широчайшие возможности в развитии своей глобальной сети сообщений и на десятилетия вперед, поскольку целевая пропускная способность составит 150 миллионов пассажиров. В дальнейшей перспективе турецкая авиакомпания и INA укрепят свои конкурентные позиции из-за растущих операционных ограничений европейских хабов.

Какие выводы можно сделать из стамбульского проекта pro domo sua? Надо помнить, что турецкие власти приняли решение о строительстве огромного аэропорта не так давно. Тогда, когда их национальный перевозчик доказал, что он в состоянии динамично развиваться и постоянно увеличивать рентабельность перевозок, главным образом транзитные, в течение нескольких лет, безупречно пользуясь уникальным географическим положением своего хаба в Стамбуле. THY в прекрасной форме вышла их финансово-экономического кризиса 2007-2008 годов. Она показала свою стойкость к любым вызовам, в том числе и военно-политическим кризисам, которые имели место сравнительно недавно.

Андрей Бочкарев