Правительственный аудит США вскрыл недостатки при сертификации Boeing 737 MAX

737max на заводской парковке

Генеральный инспектор Министерства транспорта США обвиняет в “слабости” правительственного процесса сертификации Boeing 737 MAX, самолета, эксплуатация которого была приостановлена в течение 20 месяцев после того, как в общей сложности 346 человек погибли в двух авариях этой модели.

Заземленные MAX на парковке
Заземленные MAX на парковке

В 63-страничном отчете,  опубликованном  в среду, 24 февраля,  делается вывод, что Федеральное авиационное агентство (FAA) не имело полного представления о системе безопасности Boeing, связанной с обеими катастрофами, и предполагает, что предстоит еще много работы для устранения нерешенных проблем. В документе также перечислены слабые места в управлении и надзоре.
FAA и Boeing  признают ошибки
FAA согласилось выполнить все 14 рекомендаций, содержащихся в отчете, ответив, что оно уже добилось значительного прогресса в реализации реформ, которые будут соответствовать этим рекомендациям.
Производитель, Boeing, напоминает в своем заявлении, что он “внес существенные изменения для усиления практики безопасности и уже добился прогресса” в выполнении рекомендаций, содержащихся в отчете.
В отчете перечислены случаи, когда одни и те же инженеры внедрили конкретное решение, а затем одобрили то же решение, когда сотрудник Boeing выполнял задачи по сертификации для FAA. В документе говорится, что FAA должно прилагать больше усилий для обеспечения “разумной независимости” сертификационного персонала.
Способ улучшения процесса сертификации
Опубликованный вчера отчет – второй документ подобного рода, посвященный катастрофам Boeing 737 MAX. Первый отчет, опубликованный в июне прошлого года, показал, что Boeing не предоставил FAA необходимые документы. В декабре Конгресс Соединенных Штатов внес поправки в закон, регулирующий порядок сертификации самолетов силами FAA, в частности, давнюю практику делегирования некоторых задач в рамках процесса сертификации производителю.
В последнем отчете FAA призвало использовать уроки, извлеченные из стихийных бедствий, чтобы создать подход, основанный на оценке рисков при делегировании процесса надзора, и добавляет, что реформы  будут иметь ключевое значение для восстановления доверия к процессу сертификации FAA и для обеспечения того, чтобы будущие процессы сертификации будут характеризоваться высочайшим уровнем безопасности.
Новый закон усиливает надзор FAA над производителями самолетов, требует раскрытия ключевой информации с точки зрения безопасности и вводит новый институт, так называемых информаторов, т.е. лиц, раскрывающих конфиденциальную информацию компании из соображений. Закон также требует независимого аудита корпоративной культуры Boeing.
В январе концерн Boeing согласился выплатить 2,5 млрд  долларов в рамках спорного урегулирования с Департаментом юстиции США, что позволило производителю избежать судебного преследования за катастрофы Boeing 737 MAX.
FAA объявило, что поощряет производителей к сотрудничеству на ранних этапах процесса разработки, чтобы Агентство получило лучшее представление  и понимание инновационных решений, и добавило, что оно работает с другими органами гражданской авиации по всему миру, чтобы оценить требования к сертификации для подобных самолетов,  тем самым обеспечивая последовательный глобальный подход к безопасности и аналогичный способ оценки и обработки изменений конструкции.
Андрей Бочкарев
Деловая авиация AVIAV TM