Правовые вопросы перехвата гражданских воздушных судов в свете Чикагской Конвенции

В Белоруссии туристам увеличат срок безвизового пребывания

По мнению авиационных юристов, Беларусь злоупотребила действующими правилами и процедурами, применяемыми в случае угрозы взрыва на борту самолета, чтобы принудить к посадке польский самолет Ryanair. Это опасный прецедент, который может повлиять на общее состояние авиации. В этом вопросе нас ждут долгие годы испытаний. Авиакомпания Ryanair Sun возродит бренд BuzzСо вчерашнего дня в  социальных сетях появилось множество комментариев относительно того, что мог и должен был сделать пилот самолета, задержанного в Минске. По этому поводу специалист, связанные с авиационной отраслью, единодушны – самолет должен приземлиться в месте, указанном службами воздушного движения. В ближайшие годы стороны могут также ссылаться на международные конвенции и правила – мы не можем решить, какие и какие будут применяться, но, по мнению аналитиков нашего портала, о них стоит помнить.

Следует отметить, что самолет летал под именем ирландской Ryanair, но он зарегистрирован в Польше и эксплуатируется польской авиакомпанией Buzz (ранее Ryanair Sun). Поэтому, безусловно, можно говорить об угоне польского самолета.

Правила и процедуры

“Из имеющейся информации можно сделать вывод, что белорусские власти использовали в целом проверенные и правильные процедуры в практике угона польского самолета”, — сообщил нашей редакции  Доминик Сипинский, авиационный аналитик ch-Aviation.

“После получения информации о бомбе на борту, роль командира (пилота) воздушного судна заключается не в проверке этой информации, а в том, чтобы как можно скорее доставить самолет на землю, где соответствующие службы выполнят проверку.На самом деле, из имеющихся данных кажется, что на момент возвращения самолет находился ближе к Вильнюсу, чем к Минску, но кроме информации диспетчеров, Беларусь также отправила помощь МиГ-29 и пилоты должны были  следовать инструкциям. Их задача не может заключаться в том, чтобы угадывать, была ли Беларусь на самом деле готова сбить самолет  или же им следовало следовать своим курсом. Поскольку на борту находилось более 170 человек, они должны были приземлиться там, где указала Беларусь”, — подчеркивает Сипинский.

Он добавляет, что перевозчик не может повлиять на решения властей не допускать к повторной посадке пассажиров. “Эти процедуры должны выполняться. Нет недостатка в сообщениях о бомбах на борту или других типах угроз, и авиация основана на автоматизированных процедурах, которые в такой ситуации всегда должны работать одинаково. Точно так же на земле – представьте себе хаос, если бы перевозчики сами взяли на себя обязательство проверять, имеет ли право  пассажир, задержанный службами в аэропорту (на основании международного ордера на арест или за злоупотребление алкоголем в аэропорту), лететь или нет.  Беларусь просто использовала эти положения для совершения террористического акта”, —  подчеркивает Сипинский.

Польша начинает расследование

В понедельник (24 мая) утром Национальная прокуратура сообщила о возбуждении расследования по этому делу. Дело будет вестись по вопросу об  использовании обмана и угроз для взятия под контроль воздушного судна и лишения его пассажиров свободы, т.е. действия по ст. 166 п.1 УК РП и ст. 189 п.1 УК РП.
Эти положения гласят, что тот, кто, используя обман, насилие или угрозу прямого применения  насилия, берет под свой контроль корабль или самолет, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 12 лет, и что тот, удерживает заложника(ов), наказывается  лишением свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет.

Международное право

“Беларусь нарушила Чикагскую конвенцию”, — подчеркнул заместитель министра иностранных дел Павел Яблоньский. Речь идет о положениях статьи 3-bis Конвенции, которые позволяют посадить гражданский самолет на землю, если есть достоверные признаки того, что он используется в нарушение Конвенции или существует угроза.

В кратком и пока единственном заявлении ИКАО (Международная организация гражданской авиации) только написала, что могло иметь место нарушение Чикагской конвенции.

В статье 3-bis Конвенции о международной гражданской авиации (известной как Чикагская конвенция, по месту подписания в 1944 году) в пункте “а” говорится, что “договаривающиеся государства признают, что каждое государство должно воздерживаться от применения оружия против гражданских самолетов в полете и что в случае перехвата жизни находящихся на борту самолета и целостности воздушного судна не будет угрожать опасность”.

В следующем разделе этой статьи мы можем прочитать, что “каждое государство, осуществляющее права своего суверенитета,  может запросить посадку в определенном аэропорту гражданского самолета, пролетающего над его территорией без разрешения или при наличии разумных оснований полагать,  что он используется для любых целей, несовместимых с конвенцией; оно также может передавать любые другие инструкции по прекращению этих нарушений”. В следующем пункте Конвенции прямо указывается, что каждый гражданский самолет должен выполнять такой запрос.

В этом случае также могут быть ссылки на Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, принятую в Токио 14 сентября 1963 г., и Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанную в Гааге 16 декабря 1970 года, что теоретически могло бы обязать Беларусь судить похитителей.

Также в отношении белорусских властей может применяться Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, заключенная в Монреале,  но Беларусь никогда не подписывала и не ратифицировала этот документ.

Возможные санкции

В своем втором коротком заявлении от 24 мая представитель Ryanair подчеркнул, что принуждение самолета к посадке в Минске было актом пиратства, и этим вопросом занимаются соответствующие службы Европейского Союза и НАТО.

В контексте возможных воздушных санкций нет никаких формальных препятствий для закрытия воздушного пространства Беларуси для самолетов, выполняющих рейсы в/ из/между странами ЕС, а также для перевозчиков ЕС. Аналогичный механизм используют, например, США против Ирана.
Более жестким для минского режима, несомненно, будет запрет на полеты “Белавиа” в Евросоюз, что тоже формально возможно. “Этот перевозчик основывает свою бизнес-модель на перевозках между Европой и Востоком, в основном Россией, поэтому отключение от рынка ЕС будет для него огромным ударом”, — отмечает Сипинский.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM