Пунктуальность – глобальная проблема авиационной отрасли

Согласно анализу специалистов нашего портала, в июне 2019 года средний уровень пунктуальности европейских аэропортов улучшился, по сравнению с предыдущим исследованием, но все же остается неудовлетворительным для клиентов многих авиакомпаний. Однако из-за проблем, стоящих перед мировой авиационной отраслью, значительное сокращение масштабов задержек может оказаться невозможным в ближайшем будущем.
Полет на самолете, несомненно, самый безопасный способ путешествовать. По данным Сети  авиационной безопасности, 2018 год был самым безопасным годом в истории авиации девятый год подряд. И это несмотря на 15 катастроф в гражданской авиации, в которых погибло 556 человек. В то же время в результате дорожно-транспортных происшествий гибнут сотни тысяч человека. Принимая во внимание, что в прошлом году на регулярных самолетах было обслужено почти 4,5 миллиарда пассажиров, вероятность попадания в авиакатастрофу составляет 1: 8 000 000.

Специфика отрасли

Что отличает воздушный и наземный транспорт, так это последствия каждой аварии. Примером этого являются недавние катастрофы индонезийского и эфиопского Boeing 737 MAX. Первоначальные сомнения в отношении безопасности привели к тому, что решения о заземлении этих типов самолетов были приняты во всем мире. Внезапное вывод из эксплуатации большего количества машин ставит авиакомпании в сложное положение — они должны реализовать ранее запланированную коммерческую программу с уменьшенным количеством самолетов. Перевозчики пытаются заменить заземленные машины другими воздушными судами, но те не всегда доступны или предлагают значительно меньший комфорт для пассажиров. В отсутствие оптимальных самолетов поддержание существующей сети соединений и пунктуальность, ожидаемая пассажирами, является растущей глобальной проблемой в десятках других стран по всему миру.

Несмотря на временные оперативные проблемы во всем мире, воздушное движение растет. Более 50 000 самолетов заполнят воздушное пространство в течение следующих 20 лет, что в два раза больше, чем сегодня. Ключевые для глобального воздушного движения аэропорты стоят перед серьезной проблемой — отсутствие возможностей для увеличения пропускной способности. Движение уже больше возможностей его обслуживания, что особенно заметно в странах Западной Европы.

Пробки в небе

В Европе пропускная способность воздушного пространства, которой управляют местные органы управления воздушным движением в каждой стране, становится все более ощутимой проблемой. Многие из них демонстрируют недостаточную ИТ-инфраструктуру и нехватку квалифицированных контроллеров. В результате в течение нескольких лет наблюдается лавинообразное увеличение задержек, вызванных отказом системы управления воздушным пространством. Проблема касается, главным образом, Германии, Франции и стран Бенилюкса, однако, ограничения также часто встречаются в воздушном пространстве Чешской Республики, Венгрии или Австрии. На этом фоне деловая авиация, пользующаяся менее загруженными аэропортами и обеспечивающая более быстрое прохождение формальностей, выглядит более привлекательной.

Но не стоит забывать, что и деловая и регулярная авиация в гораздо большей степени, чем наземный или морской транспорт, все еще зависит от погодных условий. Это особенно большая проблема в эпоху быстрого изменения климата, а также быстро растущего воздушного движения во время курортного сезона. Например, летом есть опасные грозовые фронты, которые самолеты должны избегать. Что, в свою очередь, означает необходимость увеличения пути и задержки прибытия в пункт назначения. В свою очередь, гроза в непосредственной близости от аэропорта обычно означает остановку операций на несколько десятков минут, что может волнообразно вызвать задержки на многие часы подряд в больших загруженных аэропортах.

Стоит, однако, что любая задержка самолета является вынужденной мерой для повышения безопасности. С этим нужно мириться, даже если мы вынуждены менять планы на отдых или бизнес.

Андрей Бочкарев