Россия и Китай начнут строительство CR929 в этом году

Россия и Китай отложили свои разногласия и продолжили работу над совместным проектом. Речь идёт о пассажирском широкофюзеляжном самолёте CR929.  Строительство первой машины планируется начать в этом году, а серийное производство запустить в 2025 году.

История международного сотрудничества

Несмотря на довольно мрачные перспективы рынка широкофюзеляжных самолетов в обозримом будущем, совместный проект России и Китая по производству CR929 продвигается вперед. После разрешения споров о технических ноу-хау, субподрядчиках и долях в уставном фонде совместного предприятия, стороны нашли общий язык. CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation Co., Ltd.) собирается приступить к строительству первого CR929 до конца этого года. Корпорация уже выбрала субподрядчиков. Большинство из них является дочерними предприятиями корпорации AVIC (Aviation Industry Corporation).

AVIC – это китайская государственная аэрокосмическая и оборонная группа с головным подразделением в Пекине. Она была основана в 1951 году. На данный момент в её состав входит более ста дочерних предприятий. Между тем, история отношений между двумя странами в области авиации уходит корнями еще дальше.

Необходим российский опыт в строительстве широкофюзеляжных машин

Советский Союз экспортировал военные самолеты в Китай, который впоследствии начал их копировать. Многие российские самолеты, разработанные во времена Советского Союза, также попадали в Китай, но уже в качестве дополнений к военным сделкам.

Конечно, сегодня китайские авиакомпании не заинтересованы в приобретении российских самолетов Sukhoi Superjet. В 2008 году Китай создал COMAC (Commercial Aircraft Corporation of China), чтобы удовлетворить растущие потребности китайской коммерческой авиации в отечественных самолетах. COMAC прекрасно справляется со своими задачами в сегменте региональных самолётов. Был построен ARJ21. Сейчас его эксплуатируют восемь китайских авиакомпаний. Представитель COMAC заявляет, что они получили заказы на 616 самолётов от двадцати трёх клиентов. Кроме того, сейчас проходит сертификацию узкофюзеляжный C919.

А вот, что касается строительства широкофюзеляжных машин, способных составить конкуренцию 787 Dreamliner компании Boeing, то у Китая недостаточно знаний для этого. Поэтому, самолёт, который задумывался как COMAC C929, стал называться CRAIC CR929.

Компромисс в достижении целей

Очень сложно реализовать проект, когда помимо всего прочего нужно принимать во внимание и политические амбиции. Возможно, что самым серьёзным было разногласие по поводу долей в совместном предприятии – CRAIC. Стороны договорились, что ПАО «ОАК» и COMAC будет принадлежать по 50% в уставном фонде CRAIC. В противном случае, для России участие в проекте не имело бы никакого смысла. В июле прошлого  года Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил: «Китайцы приняли участие в этом проекте с одной целью – получить технологии и сохранить свой рынок для своего самолета. Наша же цель заключается не в обмене технологиями, а в получении доступа на рынок. Тем не менее, мы ищем компромисс и продолжаем совместное финансирование программы».

Поскольку авиационный сектор Китая является частью национального стратегического плана страны «Сделано в Китае 2025», от COMAC будут ожидать определенных результатов по CR929. Данный факт поспособствовал продвижению строительства. Испытания в аэродинамической трубе, сфокусированные на конфигурации крыла и двигателе, состоялись в марте этого года.

Если не будет форс-мажорных обстоятельств, то согласно графику первый полет CR929 (первоначально намеченный на середину 2021 года) должен состояться в 2023 году, а серийное производство – в 2025 году.