Самолеты-убийцы пассажиров: Ту-104 – первый советский турбореактивный пассажирский самолет

Поднявшийся в воздух 17 июня 1955 года, Ту-104 был первым советским турбореактивным пассажирским самолетом и одним из первых коммерческих пассажирских самолетов с такими силовыми установками, которые выпускались серийно и эксплуатировались на регулярных авиалиниях.

самолет убийца пассажиров - Ту-104

Ту-104

В начале 1950-х годов основными пассажирскими самолетами в СССР были Ил-12 и Ил-14, которые на практике были усовершенствованными вариантами Ли-2, то есть советской лицензионной версии крайне удачного американского DC-3. Недостатком этих машин, однако, была силовая установка, состоящая из поршневых двигателей. Поэтому советские власти поручили КБ Туполева разработать новый пассажирский самолет, но оснащенный турбореактивными двигателями.

“Туполев” Ту-104

Чтобы максимально ускорить работу, инженеры КБ Туполева использовали элементы уже сконструированного бомбардировщика Ту-16 в качестве базы. От базовой модели были сохранены крылья, хвост и двигатели, был изменен только фюзеляж для размещения 50 пассажиров. Первый опытный образец нового самолета, получившего обозначение Ту-104, поднялся в воздух 17 июня 1955 года.

Испытания показали, что самолет ведет себя в воздухе в соответствие с заложенными требованиями, но требует от пилота больших усилий и внимания из-за высокой посадочной скорости и тенденции к сваливанию на более низких скоростях. Однако после серии испытаний было принято решение о вводе машины в эксплуатацию. Первый коммерческий рейс с пассажирами состоялся 15 сентября 1956 года.

самолет-убийца Ту-104 в окраске авиакомпании Аэрофлот

Ту-104 в окраске авиакомпании Аэрофлот

Ту-104 имел длину 38,85 м и размах крыльев 34,54 м, а его взлетная масса составляла около 75 тонн. Силовая установка состояла из двух турбореактивных двигателей РД-3М-500, обеспечивающих максимальную скорость 950 км/ч (крейсерскую 750-800 км/ч) и дальность полета 2650 км. Первый прототип принимал на борт 50 пассажиров, но в последующих версиях их количество было увеличено за счет оптимизации интерьера. В версии A машина принимала на борт 70 пассажиров, в версии Д – 85 и в версии В – до 100 пассажиров.

самолет-убийца Ту-104 в окраске Чехословацких авиалиний

Ту-104 в окраске Чехословацких авиалиний

Всего было построено 201 экземпляров, которые эксплуатировались в основном в Аэрофлоте. Единственным иностранным пользователем этих машин была государственная авиакомпания Чехословакии, которой как члену СЭВ было навязано 6 машин — четыре новых, два бывших в употреблении. Ту-104 был предназначен в основном для обслуживания самых престижных сообщений, в том числе Москва-Омск-Иркутск (в результате время в пути сокращено с 13 часов 50 минут до 7 часов 40 минут) и на маршрутах из Москвы в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву или Прагу.

Ту-104 был одним из первых коммерческих турбореактивных самолетов, который поступил в регулярную эксплуатацию. Как и у других советских машин, все время его службы связанно со многими катастрофами и инцидентами, в основном вызванными недостатками конструкции самолета, которые мешали его эксплуатации. В общей сложности в 1958-1981 годах 16 единиц Ту-104 из 37 потерянных при различных обстоятельствах потерпели крушение. В общей сложности на этими самолетами было убито 1140 человек. Т.е. по 5 человек на каждый выпущенный борт. По этому показателю он уступал только другому самолету-убийце пассажиров — Ил-62.

В таблице ниже приведены наиболее важные (не все) катастрофы и несчастные случаи за всю историю эксплуатации Ту-104:

15 августа 1958 г. 64 чел. Катастрофа из-за сваливания и потери подъемной силы после входа в восходящий поток на высоте 12000 м.
17 октября 1958 г. 80 человек. Катастрофа из-за остановки и потери подъемной силы после входа в восходящий поток на высоте 12000 м.
30 июня 1962 г. 84 человека. Случайно сбит средствами ПВО.
3 сентября 1962 г. 86 человек. Неизвестные причины — потеря контроля над машиной на высоте 4500 м.
13 июля 1963 г. 33 человека. Самолет упал возле взлетно-посадочной полосы из-за неисправности в системах.
25 июля 1971 г. 97 человек. Самолет упал на землю за 150 м до взлетно-посадочной полосы – 29 из 126 выжили
10 октября 1971 г. 25 человек. Взрыв бомбы на борту вскоре после взлета на высоте 1200 м.
18 мая 1973 г. 82 человека. Взрыв бомбы на высоте 9100 м – самолет ранее был угнан.
30 сентября 1973 г. 108 человек разбились после взлета из-за отказа оборудования.
13 октября 1973 г. 122 человека. Самая трагическая катастрофа в истории Ту-104. Самолет разбился при заходе на посадку из-за потери управления машиной из-за падения мощности двигателей.
28 ноября 1976 г. 72 человека. Потеря контроля над машиной из-за неисправности оборудования.
13 января 1977 года. 96 человек. Взрыв машины, вызванный пожаром двигателя
7 февраля 1981 г. 51 чел. Последняя катастрофа с участием Ту-104 вызвана смещением груза внутри машины и потерей устойчивости.

Растущее число катастроф, особенно на фоне появления новых пассажирских самолетов в СССР, привело к тому, что с марта 1979 года начался вывод Ту-104 из Аэрофлота. Несколько машин были затем отправлены в военно-воздушные силы, которые использовали их для перевозки военнослужащих и для обучения космонавтов навыкам в состоянии невесомости (во время быстрого снижения). 7 февраля 1981 года произошла последняя авария Ту-104, в результате которой погиб 51 человек. Это событие окончательно определило судьбу уже старых машин. Последний полет Ту-104 состоялся в 1986 году, когда одна из машин была передана в музей в Ульяновске.

Опыт, полученный при работе на Ту-104, позволил Советам спроектировать более совершенные с технической точки зрения пассажирские самолеты, в том числе Ту-124, Ту-134 и Ту-154. К сожалению, как и все, что делалось в условиях плановой экономики, они также не отличались высоким качеством, что и привело к серии их катастроф.