Consolidated PBY Catalina

Самый знаменитый гидроплан Второй мировой войны, знакомьтесь – Consolidated PBY Catalina

Consolidated PBY Catalina- американская летающая лодка, а позднее амфибия, использовавшаяся в 30-х и 40-х годах и выпускавшаяся компанией Consolidated Aircraft. Это был один из самых популярных гидропланов Второй мировой войны.
Первоначально самолет PBY разрабатывался для использования в качестве патрульного бомбардировщика. Первый полет прототип совершил 28 марта 1935 года. В то время на самолете не было колесного шасси, которое было добавлено позже. Массовое производство Consolidated PBY Catalina велось с 1936 по 1945 год. Самолеты использовались в ВМС США, ВВС США, RAF, Royal Canadian Air Force, Советской армией (лицензионные МП-7 и под другими названиями). В США и Канаде было построено 3 305 самолетов, а в CCCP – 24 единицы. Consolidated PBY Catalina выпускались в более чем в 20 версиях и вариантах.

Во время Второй мировой войны самолет PBY использовался в борьбе с подводными лодками и надводными кораблями, сопровождал конвои, выполнял поисково-спасательные и транспортные миссии.
Несмотря на медленный и неуклюжий характер Catalina, она отличилась во время Второй мировой войны. Союзные войска успешно использовали их во многих различных задачах, для которых самолет никогда изначально не предназначался. PBY помнят о своей спасательной роли, в которой они спасали жизни тысячам членов экипажа, попавшим в воду.

Никто не ожидал, что самолеты PBY будут такими успешными. Они были медленными, у них была небольшая дальность полета и грузоподъемность. Однако самолеты Catalina были надежны и легко ремонтировались. Флот PBY использовался до конца 70-х годов ХХ века. Последние версии применялись для тушения пожаров.

Обозначение PBY было дано в соответствии с принятой системой маркировки самолетов ВМС США от 1922 года: PB означает «Bomber Patrol», а Y – код, присвоенный самолету Consolidated его производителем. Название Catalina было дано британцами и в 1942 году принято американцами.

Проект Consolidated XP3Y-1 (фирменная отделка модели 28) имеет аэродинамическую схему «парасоль» с крылом, установленными на пилоне над фюзеляжем и укрепленном внешними подкосами. Конструкция полностью металлическая, изготовлена из алюминиевого листа, за исключением элеронов и задних поверхностей, которые обшиты тканью.

Прототип был оснащен двумя двигателями Twin Wasp Pratt & Whitney R-1830-54 (советский полный аналог – М-62) мощностью 825 л.с. (615 кВт), установленными на передних кромках крыла. Вооружение состояло из четырех пулеметов Browning AN/M2 калибра 0,30 дюйма (7,6 мм) и бомб весом до 2000 фунтов (910 кг).

Конструкция самолета была настолько удачной, что ей в конце 30-х годов заинтересовались в СССР было и принято решение о приобретении американской лицензии. В этом случае Советский союз не пошел по привычному пути кражи чертежей или пиратского копирования. Хотя до этого был приобретен один экземпляр, который использовался для поиска пропавшей экспедиции Сигизмунда Левандовского в Арктике. Затем было приобретено несколько комплектов для сборки. Подготовка к серийному производству и адаптация конструкции к выпуску советской промышленностью была поручена КБ Г.М. Бериева. К сожалению массовому производству лицензионного гидроплана в СССР противились лоббисты других конструкторских бюро в партийных органах. К началу Второй мировой войны выпуск Catalina был прекращен в пользу Че-2. Кроме того, после нападения СССР на Финляндию США ввели эмбарго на поставку вооружений.
Самолет, показанный на снимках, имеет регистрационный знак G-PBTA и бортовой номер 433915. Кроме того, у него есть свое имя «Miss Pick Up», а на борту нанесено изображение полуобнаженной женщины в стиле «pick up».

Первоначально G-PBYA был заказан для Королевских военно-воздушных сил Канады как амфибийный Canso A, по сути эквивалент ВМС США PBY-5A. Он был построен канадской компанией Vickers в Картиервилле, Квебек, с серийным номером 11005, и был присвоен номер CV-283. Самолет передан ВВС Канады 27 октября 1943 года.

Самолет использовался в эскадрильях, защищавших Канаду от возможного вторжения японцев. После войны он служил транспортным и патрульным самолетом. В 1961 году выведен из эксплуатации в канадской армии. Новый владелец использовал самолет в качестве пожарного. Самолет перепродавался несколько раз, все еще выполняя функции пожарного самолета. За это время амфибия провела в воздухе более 12 000 часов. Примерно в 1990 году самолет планировалось превратить в пассажира с целью транспортировки туристов в Африку. План не был осуществлен и самолет долгое время хранился под открытым небом, затем снова выставлен на продажу. Нынешние владельцы купили этот самолет в 2004 году.

Андрей Бочкарев