Скандалы как бизнес-модель авиакомпании Ryanair

Скандалы как бизнес-модель авиакомпании Ryanair

Во втором аэропорту Варшавы Модлин в последние дни развивается скандал между его управляющей компанией и флагманским польским перевозчиком LOT. Ему не суждено было остаться предметом пересудов местных СМИ и он бы не вышел за границы страны, если бы возможность присоединиться к нему упустил бы Ryanair, единственная авиакомпания, которая регулярно пользуется этим аэропортом. И тут она превратила все в сценарий, достойный бразильского сериала.

Скандалы как бизнес-модель авиакомпании Ryanair


Ирландский перевозчик известен своими шокирующими заявлениями, спорами с аэропортами, управляющими, пассажирами и экипажами. Скандалы стали ее второй специальностью. Глава авиакомпании Майкл О’Лири, сам заявлявший неоднократно, что его репутации трудно навредить, не скрывает – большинство склок были преднамеренными. Ибо, по его мнению, они показывают клиентам, как авиакомпания стремится сохранить действительно низкие цены билетов. И при этом способна получать огромные прибыли.

В этот раз Ryanair нервирует LOT, предлагая польской авиалинии перенести часть рейсов в Модлин, совершенно давая себе отчет, что у руководства национального перевозчика такое предложение может вызвать ничего, кроме раздраженного жеста рукой (база LOT находится в аэропорту им. Ф.Шопена). Ранее О’Лири заявил для СМИ Польши, что готов инвестировать в аэропорт Модлин, если возникнет такая потребность. «Польское правительство не такое глупое, чтобы не осознавать, сколько рабочих мест мы можем создать в вашей стране. Я также верю в ирландско-польскую дружбу», – говорил он.

Это не первый случай, когда ирландская компания провоцирует скандал с LOT. Когда цены на нефть, а вместе с ними и авиационного топлива, резко пошли в верх, все авиакомпании начали взимать топливные сборы, которые добавлялись к цене билетов. Ryanair, один из немногих европейских перевозчиков, этого не сделал. Он тогда распространил в СМИ карикатуру, изображающую вора с мешком денег из доплат. Рисунок намекал на LOT. В то время главой отдела сношений был Лешек Хожевский, нынешний заместитель директора аэропорта в Модлине.

Ехидство Ryanair его тогда заставило сильно понервничать. Он решил сделать ирландскому перевозчику сюрприз – проспонсировать парад Св. Патрика в Дублине. Однако замысел не удался, так как был признан руководством слишком дорогим и рискованным. Ryanair действительно не взимал топливных сборов, компенсируя рост цен на топливо другими методами: платой за багаж, за первенство входа на борт, за оплату банковской картой, за выбор места. В последнем случае бортовой персонал отделял желтой лентой переднюю часть салона и брал по 10 евро с тех, кто хотел туда войти. Работники не прерывали продажи мест даже тогда, когда самолет выруливал на стартовую дорожку. Лента убиралась только во время взлета.

Украина не допустила Ryanair в аэропорт Борисполя, откуда ирландская авиакомпания уже объявила рейсы весной 2017 года. Павел Рябкин, глава киевского аэропорта, тогда сказал, что стороны не смогли договориться. Пресса строила предположение, что причин может быть две: приход Ryanair мог бы заблокировать деятельность Ukraine Airlines International, либо Ryanair поставил заведомо невыполнимые условия. Министр инфраструктуры Украины нервно обвинил управление аэропорта в лоббировании интересов Украинских авиалиний. Но вскоре Рябкин объяснил чего добивался Ryanair: чтобы все спорные вопросы с аэропортом регулировались в соответствие с британским правом, размер оплаты за одного пассажира установить в сумме 7,5 евро при 150 тысячах перевезенных пассажирах.

Украинские условия были совсем другими: законодательство должно действовать украинское, а оплата за пассажира составлять 13 евро (что и так на 25 процентов меньше, чем платят другие авиакомпании), и только после превышения объема более 150 тысяч пассажиров, подлегала снижению. При этом ирландский перевозчик намеревался назначить цену на рейсы из Борисполя в один из 4 целевых аэропортов на уровне 19,90 евро. Ryanair также требовал бесплатной парковки,
отмены оплаты за отправку багажа, за навигацию, 35 процентов доли от прибыли в беспошлинных магазинах, постоянного места для стоянки своих самолетов, двухмесячного освобождения от всех оплат на период начала деятельности в аэропорту, а также участка для постройки своего отеля. Соглашение не было достигнуто, но за то стало известно, какие условия ставит аэропортам Ryanair.

«Украинские власти решили избавить граждан от дешевого транспорта, чтобы сохранять дорогие авиакомпании», – написал тогда глава Ryanair. «В случае с Ryanair ситуация такова, что если она не получает желаемого, то просто отказывается работать. Если получает, то тех же условий требует от следующего аэропорта. В перспективе уступки с нашей стороны, могли обойтись дороже, чем принесло бы выгоды», – рассказал Павел Рябкин СМИ. Тогда Ryanair обозлился не только на Борисполь, но и отказался от рейсов из Львова, а Рябкина обвинил в коррупции.

В этот момент в Киеве во втором аэропорту Жуляны тотчас появился венгерский Wizz Air, который, кроме ранее объявленных четырех направлений, запустил еще и рейсы в Лиссабон и Таллин. Ryanair оказался не в состоянии договориться и с Жулянами. В конце концов в июле прошлого года переговоры были прерваны, хотя управление аэропорта заверяет, что они только отложены. Заместитель главы Ryanair по коммерческим вопросам O’Брайн утверждал, что Украина пока не доросла на роль партнера для ведения бизнеса.

Свои операции в удаленном от Осло аэропорту Ригге Ryanair прервал летом 2016 года после введения норвежскими властями авиационного налога в размере 9 евро с пассажира. Ирландский перевозчик сразу закрыл 16 напрвлений, т.е. половину свой рейсов, а остальные перенес в аэропорт Торп в 90 км от норвежской столицы. Были объявлены новые рейсы из главного аэропорта Осло Гардермуен. Аэровокзал в Ригге был закрыт полностью, так как Ryanair был там единственным оператором, как это имеет место сейчас в Модлине.

«Мы закрыли нашу базу в Ригге, где были крупнейшим игроком и отменили 16 направлений, обслуживаемых из этого аэропорта, из-за неадекватного налога, который глупые норвежские власти наложили на пассажиров. Правительство из-за своей жадности виновато в том, что было ликвидировано 1000 рабочих мест. Но в других норвежских аэропортах мы пока остаемся», – сказал тогда Майкл О O’Лири. «Мы не позволим, чтобы Ryanair диктовал нам свои условия», – парировала премьер-министр Норвегии Эрна Солберг.

Ryanair скандалил также с аэропортами в Праге, с лондонским Станстед и немецким Хан, а также в Италии, где требовал отмены сборов. Наиболее шокирующим для пассажиров была склока ирландского перевозчика с аэропортом Манчестера, где после отказа от снижения ставок Ryanair перестал платить. Британцы тогда арестовали Boeing 737 со 126 пассажирами, прилетевшими из Дублина. После длительной стоянки в Манчестере пассажирам было позволено покинуть борт только тогда, когда Ryanair пообещал урегулировать вопрос о задолженности в размере 300 тысяч фунтов, оправдывая недоразумение якобы имевшей место бухгалтерской ошибкой. Но свои операции из Манчестера сократил на 90 процентов.