Страницы истории авиации: Boeing Model 200 Monomail – почтово-пассажирский самолет

В 1920-е годы в США стала очень быстро развиваться авиапочта. Перевозка грузов по воздуху была быстрее и выгоднее, чем автомобильным транспортом. Следовательно, многие производители самолетов начали разрабатывать специальные почтовые самолеты. Одной из таких машин был Boeing Monomail 1930 года.

Boeing Model 200 Monomail
Boeing Model 200 Monomail

Первоначально авиапочтой в США занимались переоборудованные бипланы, с которых снималось все лишнее оборудование, а все свободное пространство приспосабливалось для перевозки почты. Недостатком этих машин, однако, была их низкая производительность и малая грузоподъемность. В конце 1920-х заводы Boeing решили спроектировать современный почтовый самолет-моноплан с максимально проработанной конструкцией.

Результатом работ стало создание в 1930 году Boeing Model 200 Monomail. Машина впервые поднялась в воздух 6 мая 1930 года. Самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси. Модель 200 имела длину 12,75 м и размах крыла 18 м. Максимальный взлетный вес составлял 3628 кг. Силовой установкой служил двигатель Pratt & Whitney Hornet B мощностью 575 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 254 км/ч, крейсерскую скорость 217 км/ч и запас хода 925 км.

Boeing Model 221 Monomail
Boeing Model 221 Monomail

Первые месяцы эксплуатации самолета были очень удачными. Машина была проста в управлении и очень маневренна. Воодушевленные успехом конструкторов Boeing, они начали работу над улучшенной версией самолета, получившей обозначение Boeing Model 221 Monomail. Эта машина была несколько длиннее и вместо почты должна была перевозить 6 пассажиров. Также было много улучшений в самой конструкции.
Модель 221 взлетела 18 августа 1931 года и затем использовалась компанией Boeing Air Transport. В качестве пассажирского авиалайнера Monomail оказался более полезным, чем почтовый самолет, и Boeing решил модернизировать оба самолета до варианта Model 221A.

Эта версия была развитием пассажирского варианта. Помимо многочисленных конструктивных доработок, фюзеляж снова удлинили, что позволило перевозить 8 пассажиров. Оба самолета недолго использовались для различных испытаний, а затем для регулярных пассажирских рейсов.

К сожалению, их эксплуатация закончилась в 1935 году, когда обе машины потерпели аварии — первая разбилась 27 мая, а вторая — в конце года. В итоге Monomail, несмотря на очень удачную конструкцию, оказался финансовым провалом Boeing, но опыт, полученный при работе над ним, был использован в более поздних конструкциях.

Андрей Бочкарев