Страницы истории авиации: Caproni Ca-5 – итальянский тяжелый бомбардировщик

Caproni Ca-5

Во время Первой мировой войны основными бомбардировщиками ВВС Италии были самолеты Caproni Ca-1 и Ca-3, но в 1918 году их начали заменять более совершенные самолеты Caproni Ca-5, которые … были сняты с производства на несколько лет раньше предшественника – бомбардировщика Ca-3.

Caproni Ca-5
Caproni Ca-5

Опыт эксплуатации бомбардировщиков Ca-3 привел к тому, что на рубеже 1916 и 1917 годов начались работы над преемником этих машин. Новый бомбардировщик должен был сохранить аналогичную конструктивную схему, но с более крупными размерами, более аэродинамичным дизайном и, конечно же, лучшими характеристиками. Новый бомбардировщик получил обозначение Caproni Ca-5 (использовалось несколько обозначений, в том числе Ca-44 для базовой версии и Ca-45, 46, 47, 50 и 57 для модификации), имел длину 12,6 м и размах крыла 23,4 м. максимальная взлетная масса 4600 кг, а силовая установка состояла из трех двигателей, два из которых были размещены на крыльях и оснащены тянущими винтами, а один – за центрально расположенным фюзеляжем с толкающим.

Изначально машины оснащались шестицилиндровыми двигателями Fiat A.12 мощностью 200 л.с., которые со временем были заменены более мощными двигателями Liberty мощностью 360 л.с. Они обеспечивали максимальную скорость около 160 км/ч и дальность полета 500-600 км. Вооружение машин состояло из 4 пулеметов калибра 6,5 мм и бомбовой нагрузки 530 кг.

Caproni Ca-5
Caproni Ca-5

Полет прототипа состоялся в марте 1917 года. Первоначально ВВС Италии заказали у на заводов Caproni 3650 машин (из-за размера заказа производство должно было быть разделено на несколько компаний), но в итоге было создано, вероятно, 659 машин (источники предоставляют самые разные данные – от 255 машин плюс 150 лицензионных машин, построенных во Франции, до 659 машин, построенных в Италии и 3 в США). Несоответствия, вероятно, вызваны послевоенными модификациями существующих машин, которые привели к созданию, среди прочего, гидросамолета и пассажирских вариантов. Производство продолжалось до 1921 года.

Карьера бомбардировщиков Caproni Ca-5 была недолгой. Машины поступили на вооружение в августе 1918 года и приняли участие в нескольких операциах. Некоторые из построенных машин отправились во Францию, где они использовались американскими, а возможно, и французскими пилотами. Несмотря на хорошие пилотажные характеристики и летно-технические характеристики, после войны многие Ca-5 были выведены из военных подразделений и переделаны в специализированные машины, в том числе санитарные самолеты, гидросамолеты и пассажирские самолеты.

Интересно, что после вывода Ca-5 из воинских частей их место занял … гораздо более старый Ca-3, который был немного модифицирован и использовался в боях до 1929 года. Ни один бомбардировщик Caproni Ca-5 не сохранился до наших времен.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM