Страницы истории авиации: Dornier Do 31 – первый транспортный самолет вертикального взлета и посадки

Dornier Do 31

На рубеже 1960-1970-х годов во многих странах были начаты эксперименты с самолетами вертикального взлета и посадки. В итоге на вооружение поступило всего несколько боевых машин этого типа. Среди многочисленных прототипов, которые были созданы в то время, внимание привлек западногерманский Dornier Do 31, будучи единственным в истории транспортным самолетом с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL).

Dornier Do 31
Dornier Do 31

В начале 1960-х годов напряженность между СССР и США была настолько велика, что мир буквально висел на волоске. Представители вооруженных сил европейских стран осознали, что их страны станут первыми жертвами возможного конфликта. Если в странах Восточного блока вряд ли кого-то волновали возможные потери, то и в Западной Германии, и во Франции рассматривались разные сценарии в случае войны.

Согласно принятым доктринам, в случае войны практически все авиабазы ​​автоматически становятся первостепенными целями атак. В течение нескольких часов после начала войны многие аэродромы были бы разрушены или повреждены настолько, чтобы их нельзя было использовать. Поэтому в Европе, особенно в Германии, была принята программа строительства дорожные участков шоссе, которые можно использовать в качестве взлетно-посадочных полос. Хотя они частично решили проблему, это было краткосрочное решение, поскольку такие объекты быстро бы становились целями атак.

Единственным выходом из ситуации было бы принятие на вооружение самолетов вертикального взлета и посадки, которые могли использовать неподготовленные площадки для посадки. В то время была запущена серия проектов по машинам этого типа, как боевых, так и транспортных, одним из таких проектов была программа строительства транспортного самолета Dornier Do 31.

В середине 1960-х годов в Германии начались работы над новым самолетом вертикального взлета и посадки. Машина получила обозначение Dornier Do 31. Было заказано 3 прототипа: первый (E1) использовался для испытаний в горизонтальном полете, второй (E2) – для наземных испытаний, а третий (E3) – для испытаний при вертикальном взлете и посадке. Полет первой машины состоялся 10 февраля 1967 года под управлением летчика-испытателя из США Друри Вуда.

Самолет имел длину 20,5 м, размах крыла 18 м и максимальную взлетную массу 27 422 кг. Силовой установкой служили два двигателя Rolls-Royce Pegasus BE.53/2 для горизонтальной тяги и восемь двигателей Rolls-Royce RB162-4D для вертикальной тяги. Максимальная скорость составляла 730 км/ч, крейсерская – 650 км/ч, дальность полета – 1800 км.

В июле 1967 года начались испытания третьего прототипа, а первый вертикальный взлет состоялся 22 ноября 1967 года. В декабре испытания были продолжены, но в самом начале была обнаружена существенная проблема — использованные двигатели были тяжелыми, что при их малой мощности значительно снижало грузоподъемность машины. Кроме того, затраты на испытания, которые необходимо было провести до принятия решения о серийном производстве, были настолько высоки, что в апреле 1970 года было принято решение о закрытии проекта.

Dornier Do 31 в последний раз был в полете 4 мая 1970 года в Ганновере. Затем прототипы E1 и E3 отправились в музеи — соответственно в Музей Дорнье во Фридрихсхафене и Немецкий музей Flugwerft Schleissheim в Мюнхене. Судьба E2 неизвестна.

Слишком амбициозный проект

Dornier Do 31
Dornier Do 31

Проект Dornier Do 31 был слишком амбициозным для своих лет. Стоимость постройки транспортного самолета, достаточно большого для перевозки нужного груза и в то же время обладающего хорошими характеристиками, была слишком высокой, особенно в случае Германии. Если бы немцы заинтересовали своим проектом другие страны НАТО или США, работа могла привести к созданию серийных машин.

С другой стороны, в 1970-х годах развитие транспортных вертолетов снизило спрос на небольшие транспортные самолеты и устранила проблему полетов с неподготовленных площадок для посадки.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM