Страницы истории авиации: Grumman F7F Tigercat – тяжелый палубный истребитель для ВМС США

Разработанный в середине Второй мировой войны, Grumman F7F Tigercat задумывался как тяжелый палубный истребитель, который мог бы использоваться ВМС США и морской пехотой США в качестве перехватчика, эскорта и штурмовика. Однако из-за своего размера он мог выполнять миссии только с палуб крупнейших авианосцев класса  Midway.

Grumman F7F Tigercat
Grumman F7F Tigercat

Генезис

В начале 1940-х годов в США начались работы над тяжелым авианосцем нового типа, который окончательно поступил на вооружение в 1945 году как авианосцы класса Midway. Эти корабли были намного крупнее кораблей класса Essex, которые составляли основу авианосного флота США во время Второй мировой войны.

Новые корабли, благодаря своим размерам, открывали много возможностей. Более длинная взлетная палуба и большие ангары позволили создавать гораздо более крупные и лучше вооруженные боевые самолеты. Поэтому на заводе Grumman начались работы над двухмоторным тяжелым истребителем нового типа. Самолет должен был быть во всех отношениях мощнее машин, ранее использовавшихся американской палубной авиацией.

Благодаря использованию двух двигателей он должен был иметь лучшие характеристики, а более прочная конструкция должна была не только повысить его прочность и устойчивость к повреждениям, но и позволить использовать более тяжелое вооружение. Контракт на постройку опытного образца такого истребителя был официально подписан 30 июня 1941 года. Машина получила обозначение XF7F и первоначально называлась Tomcat, но со временем собственное имя было изменено на Tigercat.

Grumman F7F Tigercat
Grumman F7F Tigercat

Первый американский двухмоторный истребитель-штурмовик

При разработке XF7F на заводах Grumman было создано несколько аналогичных проектов, но в конечном итоге работы над ними  были прекращены, чтобы сосредоточиться на Tigercat. Опытный образец поднялся в воздух 2 ноября 1943 года, после чего начались интенсивные испытания. На них  выяснилось, что истребитель в исходной конфигурации не пригоден для использования на авианосцах. Он был слишком большим, имел проблемы с удержанием направления полета при работе на одном двигателе, да и конструкция его оказалась слишком хрупкой.

Тем не менее работы продолжались, и после завершения испытаний было выпущено 34 экземпляра версии F7F-1, которая должна была стать наземной версией истребителя. При этом дорабатывалась конструкция машины и готовились специализированные версии. Так родилась конструкция ночного истребителя F7F-1N, оснащенного радаром.

Второй вариант, получивший обозначение F7F-2, также оказался непригодным для эксплуатации на авианосцах, поэтому в версии ночного истребителя F7F-2N было выпущено всего 65 экземпляров, а в версии беспилотного летательного аппарата – несколько штук.

Grumman F7F Tigercat
Grumman F7F Tigercat

Последняя версия, получившая обозначение F7F-3, была скорее штурмовиком, чем истребителем, и благодаря усовершенствованиям могла выполнять операции с палубы авианосцев класса Midway. Но, к сожалению, во время испытаний произошла авария из-за машина провалила испытания и не была допущена к эксплуатации с палубы авианосцев. В этой версии было построено 189 машин, а в версии F7F-3N – еще 60. Некоторые самолеты в процессе эксплуатации были переделаны в специальные. В 1946 году для работы с авианосцев был разработан  улучшенный вариант ночного истребителя, получивший обозначение F7F-4N. Однако было построено только 13 таких вариантов, а общее производство всех версий Tigercat составило 364 экземпляра.

F7F Tigercat был первым двухмоторным истребителем ВМС США. Из-за длительных испытаний в годы Второй мировой войны самолеты не поступили на вооружение. Только во время войны в Корее они приняли участие в нескольких операциях, в том числе сбили два самолета Поликарпова По-2 … Наконец, в 1954 году, с появлением реактивных истребителей, Tigercat были сняты с вооружения.

Интересно, что, несмотря на малые масштабы производства, до наших дней дожило множество машин – 3 находятся в музеях, а еще восемь полностью исправны и способны летать. Один из них, вероятно, будет отремонтирован и тоже вернется в полеты.

Grumman F7F Tigercat
Grumman F7F Tigercat

Резюме

Grumman F7F Tigercat оказался отличной машиной. Благодаря тяжелому вооружению и отличным характеристикам эти самолеты идеально подходили для решения своих задач. Однако они были построены слишком поздно, чтобы принимать участие в боях на фронтах Второй мировой войны, а в Корее их уже превзошли реактивные самолеты.

Тем не менее он вошел в историю как один из самых быстрых поршневых самолетов. Интересно, что несколько уцелевших машин в настоящее время используются во время воздушных гонок в Рино, а также в качестве … пожарных самолетов.

Конструкция

Отдельные версии Tigercat различались деталями конструкции и используемыми двигателями, но основные параметры были одинаковыми. Машина имела длину 13,8 м при размахе крыла 15,7 м. Она оснащалась двумя двигателями Pratt & Whitney R-2800 в разных версиях, мощностью около 2100 л.с., обеспечивающими максимальную скорость 740 км/ч и дальность полета 1900 км.

Вооружение состояло из четырех 20-мм пушек и такого же количества  12,7-мм пулеметов (в версиях ночных истребителей на их место устанавливалась РЛС AN/APS-19). Кроме того, подвесные  узлы под крыльями и фюзеляжем позволяли нести нагрузку 454 кг бомб или 8 неуправляемых ракет калибра 127 мм или торпед или дополнительные топливные баки.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM