Страницы истории авиации: Martin JRM Mars – ветеран на пожарной службе

Осознавая неизбежность начала Второй мировой войны, ВМС США в 1938 году разместили в компании Glenn L. Martin Company заказ на летающую лодку дальнего радиуса действия. Новый самолет предполагалось использовать как бомбардировщик и патрульную машину. После долгой работы была создана самая крупная серийная летающая лодка – Martin JRM Mars. Интересно, что самолет прославился не как военная машина, а как пожарный.

Martin XPB2M-1 Mars
Martin XPB2M-1 Mars

Генезис

До начала Второй мировой войны даже самые большие самолеты не были приспособлены для длительных трансокеанских перелетов. Такие полеты могли совершать только летающие лодки. 23 августа 1938 года ВМС США разместили заказ у компании Glenn L. Martin на специальную летающую лодку дальнего действия, дополнительно приспособленную для перевозки бомб.

Самолет должен был быть одновременно патрульным и дальним бомбардировщиком. Такое сочетание ролей позволило бы использовать их в Тихом океане, где на многих небольших островах не было аэропортов с подходящими взлетно-посадочными полосами для обслуживания крупных самолетов.

Хотя на заводе Martin был большой опыт создания машин этого типа, работа над новой летающей лодкой с самого начала шла медленно. Основными причинами были изменение условий о конструкции и развитие технологий, усиленное началом войны. Со временем конструкция патрульного самолета была изменена на конструкцию транспортного.

Первый прототип новой летающей лодки был построен в 1941 году. Машина должна была взлететь 8 ноября 1941 года, но в результате возгорания двигателя самолет получил повреждения. Ремонт оказался настолько сложным, что прототип не был готов до июня 1942 года.

Martin XPB2M-1 Mars
Martin XPB2M-1 Mars

23 июня 1942 года Martin XPB2M-1 Mars выполнил свой первый полет. Начало испытаний оказалось очень успешным, но, к сожалению, новая военная ситуация, в которой оказались Соединенные Штаты, лишила смысла необходимость в таком огромном патрульном самолете.

Задачи, ранее предусмотренные для Mars, были возложены на меньшие и более дешевые машины, произведенные в гораздо большем количестве. Тем не менее ВМС США решили заказать 20 гигантских летающих лодок, но адаптированных под роль транспортных самолетов.

Однако простая смена роли была связана с огромными масштабами переработки конструкции всего самолета. Из-за необходимости перевозки тяжелых грузов пришлось усилить фюзеляж и заменить изначально запланированные двигатели на более мощные.

Работы продолжались, но только в июне 1945 года была построена первая серийная машина. Окончание войны в Европе и перспектива быстрого прекращения боевых действий в Тихом океане привели к тому, что заказ был снова сокращен. Из 20 заказанных самолетов было собрано только 5 серийных. Опытный образец, использованный во время испытаний, ранее был поврежден и утилизирован.

Hawaii Mars
Hawaii Mars

Готовым самолетам были присвоены имена собственные: Marianas Mars, Philippine Mars, Marshall Mars, Caroline Mars и Hawaii Mars. Несмотря на малые масштабы производства, эти самолеты считаются самыми крупными серийными летающими лодками (самым крупным остается H-4 Hercules, который был построен в единственном экземпляре и выполнил один полет).

Как можно догадаться, карьера гигантских летающих лодок была недолгой. Mars использовался как пассажирский и грузовой самолет на маршруте Сан-Франциско-Гонолулу. 4 марта 1949 года Caroline Mars установил рекорд вместимости, перевезя на борту 263 (или 269) пассажиров. 5 апреля 1950 года Marshall Mars попал в аварию недалеко от Гавайев. В результате пожара вся машина сгорела.

Горящий Marshall Mars
Горящий Marshall Mars

Оставшиеся самолету в 1956 году были выведены из эксплуатации из-за высокой стоимости и общей непригодности машин этого типа. Последний полет состоялся 22 августа 1956 года. В 1959 году было решено списать все 4 Mars.

Самолеты были проданы за сумму 23 650 долларов (неизвестно, распространяется ли цена на все машины вместе или это стоимость одного самолета). Узнав об этом, канадский летчик Дэн Макайвор обратился в компанию Mars Metals, которая закупила машины, с предложением выкупить их для использования в качестве самолетов для пожаротушения. Канадец какое-то время искал бывшие военные летающие лодки, которые можно было бы использовать для тушения лесных пожаров.

После долгих переговоров было решено, что Дэн Макайвор купит все 4 самолета на общую сумму 100 000 долларов (по 25 000 долларов каждый, в настоящее время это было бы около 203 000 долларов за самолет). Кроме того, канадец начал поиск запчастей для огромных машин. Так должна была начаться новая жизнь Mars.

Гигантские пожарные самолеты

Приобретенные машины различались по состоянию и оснащению, так как некоторые из них в процессе эксплуатации подвергались разного рода модификациям. В 1960 году первые два самолета были отремонтированы и адаптированы к новой роли пожарных машин. Mars из-за своих размеров идеально подходил для этой задачи.

К сожалению, 23 июня 1961 года во время одной из миссий Marianas Mars потерпел крушение. Весь экипаж из четырех человек погиб. Другой самолет – Caroline Mars 12 октября 1962 года был поврежден настолько сильно, что ремонт был невозможен.

В 1963 году была завершена реконструкция Hawaii Mars и Philippine Mars. Оба самолета перестраивались по разным чертежам. Резервуары для воды на Philippine Mars размещены по бокам, а на Гавайских островах Mars – в нижней части фюзеляжа, вместо топливных баков. Хотя обе машины могли принимать одинаковое количество воды, Hawaii Mars, имея гораздо меньшие топливные баки, имел меньшую дальность действия.
Для обеих машин процесс забора воды занимал 25 секунд, и самолеты в это время двигались со скоростью 120-130 км/ч. Это позволяло производить сброс даже каждые 15 минут, если водоемы находились относительно близко к очагу пожара.

Mars блестяще справлялся со своей новой ролью. Большой запас запчастей, полученный вскоре после покупки машин, позволяет использовать их практически по сей день. Только в 2007 году было принято решение снять их с эксплуатации. Philippine Mars после нескольких лет служб стал экспонатом музея в 2012 году, в то время как Hawaii Mars пришлось вернуться в строй. Последний раз самолет использовался летом 2015 года.

В настоящее время судьба самолета неизвестна. Новые, более дешевые и современные машины, вероятно, займут место гигантской летающей лодки.

Конструкция

Martin JRM Mars – четырехмоторные летающие лодки, произведенные во время Второй мировой войны. Самолеты имеют размах крыла 60,1 метра и вес 34 тонны. Вместе с полной загрузкой их вес составляет 75 тонн.

Они оснащены 18-цилиндровыми двигателями Wright R-3350 Duplex Cyclone мощностью 2500 л.с. каждый. Такая силовая установка обеспечивает максимальную скорость 356 км/ч и крейсерскую скорость 306 км/ч. Дальность полета, в зависимости от полезной нагрузки и версии, составляет около 8000 км. В качестве транспортного самолета они могли перевозить 133 пассажира или 84 раненых и 25 медицинских работников или около 15 тонн груза (например, 7 внедорожников Jeep Willys). В противопожарном исполнении самолет может брать около 27000 литров воды.

Philippine Mars
Philippine Mars

Существует 3 варианта самолета (под них были модернизированы машины). JRM-1 – построено 5 машин (в том числе авария 1945 г.). JRM-2 – один экземпляр, оснащенный двигателями Pratt & Whitney R-4360-4T мощностью 3000 л.с. JRM-3 – целевой вариант, к которому были доведены все 4 самолета, дожившие до 1950-х годов.

Летающие гиганты

Летающие лодки Martin JRM Mars, как это ни парадоксально, стартовали в самый неподходящий момент. Развитие технологий и изменившаяся военная ситуация в США в 1940-х годах сделали этот тип самолетов бесполезным.

Тем не менее было построено несколько самолетов, которые после завершения короткой военной карьеры прославились как отличные противопожарные машины. Несмотря на то, что прошло много лет, один из них все еще действует. Это показывает, насколько хороши были самолеты Mars.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM