Страницы истории авиации: Martin M-130 China Clipper – первый транстихоокеанский

В то время как пересечение Атлантики на самолете считалось самым важным достижением в авиации, для американцев были очень важны перелеты через Тихий океан. 22 ноября 1935 года было установлено первое воздушное сообщение между Соединенными Штатами и Азией, по которому регулярно перевозилась почта, а затем и пассажиры. Первоначально на этом маршруте использовались летающие лодки Martin M-130.

Martin M-130 China Clipper
Martin M-130 China Clipper

Компания Pan American World Airways  хотела открыть регулярное воздушное сообщение между Соединенными Штатами и Азией с начала 1930-х годов. Такое сообщение, которое обслуживают летающие лодки, могло бы принести авиакомпаниям большую прибыль как от перевозки почты, так и от перевозки пассажиров. В связи с такими перспективами, глава авиакомпании Хуан Триппе поручил компании Glenn L. Martin построить специальные летающие лодки, которые бы достаточно хорошо справились с таким маршрутом.

Первая из трех заказанных машин была поднята в воздух 30 декабря 1934 года. Стоимость контракта составляла 417 000 долларов (в настоящее время около 7,63 миллиона долларов). Самолет получил обозначение Martin M-130, имел длину 27,7 метра, размах крыла 39,7 метра и максимальную взлетную массу 23 700 кг. Силовая установка  состояла из  четырнадцатицилиндровых двигателей Pratt & Whitney R-1830-S2A5G Twin Wasp мощностью 830 л.с. (позже их мощность увеличили до 950 л.с.). Они обеспечивали максимальную скорость 290 км/ч и крейсерскую 209 км/ч, а дальность полета составляла 5150 км.

В зависимости от потребности экипаж состоял из 6-9 человек – пилота, второго пилота, младшего палубного офицера, палубного механика, заместителя палубного инженера, радиста, штурмана и бортпроводников. Самолеты могли принять  на борт 36 пассажиров в т.н. дневной конфигурация, или 18 – в ночной. Цены на билеты были очень высокими и даже доходили до около 1700 долларов в одну сторону (сейчас около 29000 долларов).

У каждого из самолетов были свои имена – China Clipper, Philippine Clipper и Hawaii Clipper, но публике они были известны просто как China Clippers. 22 ноября 1935 года, пилотируемый Эдвином Мусичкой, China Clipper запустил первую регулярную почтовую службу через Тихий океан. В октябре 1936 года были начаты регулярные еженедельные пассажирские трансокеанские рейсы   по маршруту Сан-Франциско-Манила через Гонолулу, остров Мидуэй, остров Уэйк и Гуам.

В июле 1938 года во время полета из Гуама в Манилу по загадочным причинам пропал Hawaii Clipper. На борту находились 9 членов экипажа и 6 пассажиров. Обломков не обнаружено. В декабре 1941 года филиппинский Clipper был атакован японскими самолетами во время полета возле острова Уэйк. К сожалению, его дальнейшая карьера больше не увенчалась успехом, поскольку в январе 1943 года самолет разбился между Юкайа и Бувиллем, штат Калифорния. Все находившиеся на борту погибли, в том числе 18 солдат.

Последний из самолетов, China Clipper, пережил самый жаркий период войны, но разбился 8 января 1945 года во время  рейса в Киншасу, Конго. Машина приземлилась в Порт-оф-Спейн в Вест-Индии. При посадке машина сломалась и затонула. 23 человека погибли. На этом история China Clippers закончилась.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM