Страницы истории авиации: McDonnell 120 – несостоявшийся бизнес-джет

McDonnell 119

McDonnell 119, спроектированный в 1950-х годах, должен был стать служебным  самолетом, предназначенным для нужд ВВС США. Из-за сложных правил закупок проект пришлось создать до размещения официального заказа. Однако в конечном итоге машина не вызвала интереса, и после постройки одного прототипа и неудачной попытки привлечь гражданских клиентов дальнейшие работы были завершены.

McDonnell 119
McDonnell 119

Базовыми служебными самолетами USF в начале 1950-х годов были машины времен Второй мировой войны, не очень быстрые, маленькие и с небольшой дальностью полета. С ростом популярности реактивных двигателей командование ВВС заинтересовалось приобретением новых самолетов  и небольших авиалайнеров с реактивным двигателем, которые упростили бы эксплуатацию – в то время все больше и больше новых боевых машин уже имели реактивные двигатели.

Однако в то время правила тендера делали невозможным заказ этого типа машин – все заказы относились к машинам с тактическими характеристиками, а у малых коммерческих самолетов их не было. Поэтому были объявлены два конкурса – UTX (Utility-Trainer Experimental) и UCX (Utility-Cargo Experimental), целью которых было получение соответствующих машин с гражданского рынка. Согласно предположениям, проекты должны были быть реализованы за счет собственных средств компаний, официально с учетом гражданского рынка, а проект-победитель должен был получить заказ ВВС США.

В конкурсе UCX участвовали три компании – Fairchild Aircraft, McDonnell Aircraft Corporation и Lockheed Corporation, но в итоге только две последние подготовили прототипы реального самолета. McDonnell представил в октябре 1957 года макет самолета, получившего обозначение Model 119. Характерной особенностью самолета были его относительно небольшие размеры – 20,2 м в длину при размахе  крыла 17,55 м  и силовая установка в виде 4-х ТРД под крыльями. Максимальная  взлетная  масса составляла  20 560 кг

Первоначально планировалось использовать двигатели Fairchild J83, но из-за отмены работ над ними в конечном итоге было решено использовать двигатели Westinghouse J34-WE-22. Они обеспечивали максимальную скорость 901 км ч, крейсерскую –  837 км/ч и дальность полета – 3765 км. Салон  самолета был  спроектирован  таким образом, чтобы можно было разместить от 10 до 26 пассажиров. Экипаж состоял из 2–3 человек.

Первый полет прототипа самолета McDonnell 119 состоялся 11 февраля 1959 года. За штурвалами находились Г.Дж. Миллс и Х. Роджерс. В ходе испытаний были выявлены недостатки конструкции, связанные со слишком низким подвесом  двигателей, у которых была тенденция засасывать грязь и инородные тела со взлетно-посадочной полосы. Чтобы решить эту проблему, были установлены специальные клапаны, через которые под давлением продувался воздух, выталкивая мусор,  засасываемый  двигателями.

Несмотря на решение этой проблемы, ВВС США выбрали машину конкурента – Lockheed JetStar. Потеряв возможность заключить контракт с военными, McDonnell  решил переделать свой самолет и адаптировать его к потребностям гражданских деловых заказчиков. Прототип был переименован в McDonnell 220, получил новый регистрационный номер и адаптирован для различных двигателей.

McDonnell 119
McDonnell 119

В ходе поиска клиентов было подписано предварительное соглашение с отделом бизнес-продаж Pan American World Airways на покупку целых 170 самолетов, но в конечном итоге контракт не был заключен, поскольку стоимость машин значительно превышала стоимость  других конкурирующих конструкций. В этой ситуации проект был закрыт, а единственный построенный прототип на короткое время использовался как самолет для перевозки VIP-персон. После нескольких лет эксплуатации было принято решение использовать машину в краш-тесте, но идея не была реализована. McDonnell 220 перешел в частные руки и после нескольких смен владельцев попал в частную коллекцию самолетов, где находится по сей день.

Основной причиной провала проекта McDonnell 119/220 стало отсутствие рынка на случай потери государственного контракта. При разработке машины был заключен один контракт без гарантии его успеха. Кроме того, из-за отсутствия опыта проектирования таких машин стоимость программы оказалась очень высокой, и, как следствие, удельная стоимость серийных машин увеличилась.

Андрей Бочкарев

 

Деловая авиация AVIAV TM