Страницы истории авиации: неудавшийся проект Curtiss XP-31 Swift

Поступивший на вооружение в 1932 году, Boeing P-26 Peashooter был первым современным американским истребителем с низкорасположенным крылом. Его конкурентом мог стать  Curtiss XP-31 Swift, но этот самолет из-за изменения типа двигателя на этапе проектирования проиграл конкуренту.

Curtiss XP-31
Curtiss XP-31

Работа над Curtiss XP-31 Swift велась параллельно с работой над машиной Boeing. Ведущим инженером, ответственным за XP-31, был Дон Берлин, который намеревался создать новый истребитель на основе проверенной общей концепции штурмовика Curtiss A-8. Машина должна была получить рядный двигатель, неубираемое шасси, подкосы крыла и закрытую кабину.

Первоначально в качестве силовой установки предполагалось использовать двигатель Curtiss V-1570 Conqueror мощностью 600 л.с., но 16 мая 1932 года USAAC, для которого была построена машина, решил использовать проверенный радиальный двигатель Wright Cyclone мощностью 700 л.с. Это решение имело катастрофические последствия для конструкции, поскольку XP-31 с нуля разрабатывался для узкого в сечении рядного двигателя.

Новый силовой агрегат никак не вписывался в фюзеляж с точки зрения аэродинамики. Тем не менее в июле 1932 года был подготовлен и испытан опытный образец с таким двигателем. Испытания прошли неудачно. Большой и тяжелый радиальный двигатель создавал большее сопротивление воздуха, поэтому самолет не достиг предполагаемой скорости и был медленнее не только P-26, с которым он конкурировал, но и биплана Curtiss XP-6F.

Всего через месяц после начала испытаний двигатель заменили на целевой Curtiss G1V-1570 F Conqueror. Это позволило частично восстановить производительность, но машина все равно не достигала нужных характеристик. В феврале 1933 года USAAC закупил прототип для дальнейших испытаний, но уже они были сугубо теоретическими, поскольку в качестве нового истребителя был выбран P-26 Peashooter. XP-31 получил новое обозначение ZXP-31 (чем фактически был признан устаревшим) и ограниченно использовался до июня 1936 года, находясь в воздухе примерно 287 часов. Затем он был отправлен в Edgwood Arsenal в качестве учебного пособия, но был списан 10 декабря 1936 года.

Curtiss XP-31 Swift был совершенно неудачной конструкцией, но оказал значительное влияние на дальнейшее развитие самолетов, разработанных Curtiss, в том числе истребителей P-36 и P-40. Стоит добавить, что с точки зрения общей конструкции XP-31 был немного более современным, чем P-26, но суматоха с двигателем и неразвитая аэродинамика привели к тому, что машина проиграла конкурентам.

Истребитель имел длину 8 метров и размах крыла 11 метров. В конечном итоге в качестве силовой установки стал использоваться двигатель Curtiss G1V-1570 F Conqueror, позже замененный немного другой версией того же двигателя. Он обеспечивал максимальную скорость 325 км/ч, крейсерскую скорость 296 км/ч и запас хода 637 км. Вооружение состояло из 4-х пулеметов калибра 7,62 мм. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию, закрытую кабину, неубираемое шасси и подкосы. Колеса ходовой части прикрывались мощными обтекателями аэродинамической формы.

Андрей Бочкарев

Деловая авиация AVIAV TM