Британские разведывательные самолеты Avro Bison и Blackburn Blackburn, спроектированные в начале 1920-х годов, являются одними из малоизвестных конструкций самолетов, появившихся в золотой век авиации.
Однако эти машины никак не напоминают самые распространенные самолеты тех лет. В начале 1920-х годов Великобритания начала наращивать свой авианосный флот. Хотя изначально их авиационные группы состояли из наземных машин, приспособленных для работы с палубы кораблей, опыт эксплуатации ясно показал необходимость разработки специализированных палубных самолетов.
В 1921 году для палубного самолета-разведчика была подготовлена спецификация 3/21. В ответ на это были созданы две конструкции самолетов, поступивших на ограниченное вооружение – Avro Bison и Blackburn Blackburn. Первый впервые взлетел в конце 1921 года, второй – в 1922 году. Хотя самолеты отличались друг от друга по конструкции, внешнему виду, характеристикам и, в конечном счете, даже по назначению – Bison называли фронтовым самолетом-разведчиком, а Blackburn – бортовым самолетом-разведчиком, их объединяла причудливая форма фюзеляжа.
В обоих самолетах открытая кабина располагалась относительно высоко над двигателем, а позиции остальных членов экипажа, штурмана и наблюдателей, — в задней части фюзеляжа. В случае с Bison кабина была закрыта двумя большими окнами, а наводчик занимал открытую позицию за кабиной. Blackburn имел немного более традиционный фюзеляж, но штурман по-прежнему занимал позицию внутри, а наводчик – позади него в открытой позиции.
Первая версия Avro Bison оказалась не очень удачной, поэтому в нее было внесено множество изменений. В ходе работ в 1922 году была выпущена еще одна спецификация – 33/22, что вызвало необходимость дальнейших изменений в конструкции. Год спустя самолет был переработан под спецификацию 16/23. На этот раз машина оправдала ожидания военных, была принята на вооружение и входила в состав авиагрупп важнейших британских авианосцев тех лет – HMS Eagle, HMS Argus и HMS Furious. Всего было построено 55 (или 56) Avro Bison в 4 версиях с различными конструктивными деталями. В процессе эксплуатации некоторые машины были модернизированы до более новых версий.
Blackburn Blackburn был произведен в 44 экземплярах в 3-х базовых и одном учебном вариантах (переделанные машины). Работа над ним прошла без особых проблем, а доработки были направлены только на повышение производительности. Однако карьера обоих типов самолетов была не очень долгой и интересной. В 1929-1931 годах они были сняты с вооружения с появлением более новых и совершенных конструкций.
Avro Bison имел длину 11 м, размах крыльев 14 м и вес 2787 кг. Силовая установка предоставляла собой двигатель Napier Lion II мощностью 480 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 174 км/ч и крейсерскую скорость 145 км/ч. Дальность достигала 580 км. Вооружение состояло из одного 7,7-мм пулемета, стреляющего вперед, и одного в задней части фюзеляжа. Кроме того, под крыльями можно было взять небольшой груз бомб. Экипаж состоял из 4 человек.
Blackburn Blackburn имел длину 11 м, размах крыла 13,9 м и массу 3022 кг. Силовой установкой служил 12-цилиндровый двигатель Napier Lion IIB мощностью 450 л.с., позже замененный более мощной моделью Napier Lion V мощностью 464 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 157 км/ч. Вооружение состояло из двух 7,7-мм пулеметов в той же конфигурации, что и у Bison. Экипаж – 3 человека.
Андрей Бочкарев