Верховный суд Великобритании уполномочил Airbus повторно продать A321neo и очередь для их поставки, которые изначально предназначались для Qatar Airways и были отменены производителем в одностороннем порядке в январе 2022 года.
Судья не согласился с доводами катарского перевозчика о том, что у него нет альтернативных вариантов заказа. Авиакомпания подала заявку, обязывающую производителя строить самолет до окончательного разрешения спора. Airbus ранее заявлял, что Qatar Airways может заказать B737 MAX или закупить свои самолеты у лизингодателей. Катар частично прислушался к Airbus и почти через два года после отмены предыдущего заказа купил 25 самолетов Boeing B737 MAX 10.
Предварительное решение означает, что Airbus может выполнить свое одностороннее решение об отмене заказов Qatar Airways на 40 самолетов A321neo и 10 самолетов A321XLR, даже если дело находится на рассмотрении. В случае, если судебное решение будет позднее отменено, Qatar Airways, скорее всего, сможет потребовать возмещения убытков, но не сможет просто вернуть желанные временные интервалы для своих поставок.
Airbus отменил заказ, сославшись на пункт о нарушении в связи с продолжающимся спором по поводу A350, в котором Qatar Airways отказалась принимать больше самолетов этого типа после обнаружения проблем с окраской фюзеляжей самолетов в середине 2021 года. Управление гражданской авиации Катара (QCAA) сочло эти дефекты угрозой летной годности и приостановило полеты 23 самолетов A350, эксплуатируемых катарской авиакомпанией. После этого Airbus отменил заказ три самолета A350-1000, которые Qatar Airways не забрала по расписанию, что, по мнению производителя, является нарушением контракта. Airbus также требует компенсации в размере 220 миллионов долларов от перевозчика, у которого все еще есть заказ на 20 самолетов A350-1000.
Агентство авиационной безопасности Европейского союза (EASA) и Airbus утверждают, что проблема с покраской не представляет угрозы для летной годности. В то время как другие авиакомпании обнаружили аналогичные проблемы, только Катар приостановил полеты своих A350. Национальная авиакомпания этой страны требует от Airbus компенсацию, за отказ от поставок A350, которая рассчитывается исходя из количества дней и уже превысила 1 миллиард долларов.
Андрей Бочкарев