fbpx

Как оказалось, представители российской авиационной промышленности, буквально восприняли не очень удачное предложение президента создать пассажирскую версию Ту-160. Вместо того, чтобы усмехнуться и проигнорировать слова далекого от авиации человека, они с энтуазиазмом, достойным иного применения, принялись за дело.

Ту-160

Недавно заместитель генерального директора конструкторского бюро Туполева Валерий Солозобов рассказал о запланированных параметрах пассажирской версии стратегического бомбардировщика Ту-160. Работы по созданию первоначальной конструкции самолета близки к завершению. Бюро сотрудничает с ведущими институтами для решения ключевых проблем, в том числе уменьшения уровня хлопка при превышении скорости звука. Ожидается, что вскоре начнется строительство прототипа-демонстратора для проведения первоначальных летных испытаний.

Солозобов рассказал, что новый самолет должен перевозить около 30 пассажиров, весить 70 тонн на старте и развивать крейсерскую скорость в диапазоне 1,4-4,8 Мах. Это означает развитие скорости 1500-1900 км/ч (максимум 2200 км/ч) на высоте 11 км. В проекте учтены две основные конфигурации: с фиксированными крыльями, и ,аналогично крыльям Ту-22 и Ту-160, с изменяемой стреловидностью. Второе решение, хотя и технологически более сложное, значительно улучшит характеристики взлета и посадки.

Среди авиационных специалистов решение создавать пассажирский самолет на базе стратегического бомбардировщика вызвало глубокое недоумение. Изначально в такие проекты закладываются совершенно разные конструктивные решения в соответствие с задачами. Атомное оружие, для несения которого создавался Ту-160, требует совсем других условий нежели люди. Не понятно за счет чего будет обеспечиваться комфорт пассажиров (а это не военные летчики), как скажется на прочности фюзеляжа установка иллюминаторов, а на весе конструкции – установки кондиционирования воздуха, шумоизоляция салона и т.д.

В общем перед создателями стоит не простая задача. Как они с ней справятся в условиях санкции и ограниченного доступа к технологиям – покажет время. Однако успешное завершение проекта отнюдь не гарантирует рыночного успеха. В настоящее время авиапроизводители ориентируются на спрос авиакомпаний и разрабатывают новые конструкции не просто с учетом их мнения, но и при чрезвычайно тесном сотрудничестве. Пока ни одна российская авиакомпания не выразила заинтересованности новым проектом. Они озабочены проблемой выживания на рынке в условиях чрезвычайной высокой конкуренции. Им совсем не до дорогих игрушек, которой может стать пассажирский Ту-160. Иначе говоря – не бегут ли конструкторы впереди паровоза?

Андрей Бочкарев