Турбореактивный или турбовинтовой? Проблема выбора делового самолета

Сегодня многие задаются вопросом, должны ли они следовать “теории эволюции”, вступая в мир частной авиации. Потенциальный покупатель задумывается — нужно ли ему сначала получить опыт эксплуатации одномоторного самолета с поршневым двигателем, затем с двухмоторного, потом турбовинтового (одно- или двухмоторного) и только после этого покупать реактивный самолет. Ответ наших экспертов — не обязательно.

Pilatus PC-24

Pilatus PC-24

Конечно, нет никаких проблем в следовании этой логике, но следует учесть, что приобретение самолета может происходить без соблюдения заранее определенного порядка. Тем более, если владелец не собирается управлять самолетом сам. В противном случае такую последовательность он пройдет еще на стадии обучения. На самом деле, важно принять во внимание технические и эксплуатационные аспекты будущих миссий, о которых мы расскажем ниже.

VLJ

Eclipse 500 был пионером в сегменте VLJ,

Eclipse 500 был пионером в сегменте VLJ

Во время разработки так называемых Very Light Jets, или просто VLJ, производители стремились создать новый самолет с меньшими эксплуатационными расходами, по сравнению обычными бизнес-джетами, приблизив их к расходам на модели с турбовинтовым двигателем, и помимо этого — заполнить пробел, существовавший между турбореактивными и турбовинтовыми самолетами в линейке, представляющей собой то, что можно назвать “естественной эволюцией”.

С появлением первых моделей VLJ в середине 2000-х годов стало возможным для их владельцев снизить затраты как на эксплуатацию, так и на обслуживание. Таким образом, затраты перестали быть важным аспектом при выборе самолета, как это было раньше с самолетами предыдущего поколения, особенно в отношении двухмоторных турбопропов.

Техническое обслуживание

Сегодня различия в суммах, потраченных на поддержание двухмоторного турбовинтового самолета и VLJ в течение короткого периода эксплуатации (например, шесть лет), более не являются репрезентативными и имеют тенденцию к сближению, а в некоторых случаях даже могут поставить VLJ в более выгодную позицию. Например, для них не нужно проводить серию плановых проверок, типичных для некоторых турбовинтовых установок. Однако это не относится к случаю одномоторного турбовинтового самолета, у которого все еще есть преимущество перед двухмоторным реактивным самолетом с точки зрения затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание.

Расстояния

Расстояния, преодолеваемые каждым из этих типов, также могут напрямую влиять на затраты, в данном случае на эксплуатационные расходы. На более коротких маршрутах турбовинтовые самолеты обеспечивают непревзойденно низкую часовую стоимость полета, в то время как у бизнес-джетов более высокая стоимость часового полета. Если предполагается в основном обслуживать короткие рейсы, нет сомнений в том, какой тип самолета выбрать.

Эксплуатационные расходы

Французское семейство Daher TBM предлагает летные характеристики, близкие к самолетам VLJ

Французское семейство Daher TBM предлагает летные характеристики, близкие к самолетам VLJ

Тем не менее, в зависимости от ситуации, стоит рассмотреть все переменные в уравнении. Когда заходит речь о деловой авиации (за исключением воздушных такси, логика которых более сложна), мы говорим о самолетах, которые будут обеспечивать потребности компании, а во многих случаях и обслуживать ее владельцев. В качестве примера рассмотрим самолет, который еженедельно преодолевает 600 километров в неделю, обслуживая корпоративные миссии. А теперь представим, что этот же самолет по выходным должен пролетать еще 1800 километров по местам семейного отдыха владельца компании. В этом случае преимущество по эксплуатационным расходам относительно времени полета не имеет такого же веса по сравнению с тем случаем, в котором самые дальние поездки являются исключением.

Чтобы дать более практичное представление – в этой миссии на 1800 км двухмоторный VLJ и двухмоторный турбовинтовой двигатель будут иметь схожие эксплуатационные расходы, но реактивный самолет прибудет к месту назначения примерно на час раньше, поскольку он на 30-40 проц. быстрее,  чем турбовинтовой, и с большим комфортом, обеспечиваемым более тихим пассажирским салоном, полетом на больших высотах, где меньше турбулентностей. Кроме того, используя меньшее время полета, интервал для некоторых мероприятий по обслуживанию увеличивается

Еще раз, в случае сравнения с одномоторным турбовинтовым самолетом, который также является довольно быстрым, экономическое преимущество возвращается к турбовинтовому летательному аппарату, что вынуждает будущего владельца оценивать каждое “за” и “против” более тщательно.

Некоторые другие аспекты, такие как безопасность полетов, страхование, расходы на пилотов, расходы на приобретение и ангары, практически не различаются между моделями, и, хотя они имеют высокую степень эксплуатационной важности в ежедневном полете, в процессе выбора они будут иметь меньшее значение из-за близкого уровня затрат и надежности, которые эти самолеты обеспечивают.

Взлетно-посадочные полосы

Следует также принять во внимание вопрос об местах, которые будет обслуживать самолет. Ввиду необходимости работать на неподготовленных трассах, таких как грязь, гравий, лед или трава, у потенциального покупателя есть достаточные основания для выбора турбовинтового самолета. За исключением нового Pilatus PC-24, другие бизнес-джеты не могут оперировать на поверхностях, отличных от асфальта или бетона.

Опять же, если необходимость иметь реактивный самолет перевешивает в других аспектах, а у ваших пунктов назначения есть аэродромы с неподготовленными взлетно-посадочными полосами, можно рассмотреть аэропорты в ближайших окрестностях. Использование городских аэропортов с взлетно-посадочной полосой, которая может принимать реактивный самолет без эксплуатационных проблем, более распространено, чем можно подумать.

Вывод

На практике уравнение выбора между турбовинтовым двигателем и VLJ не так точно и очевидно, как может показаться. С появлением VLJ такие самолеты завоевали популярность, конкурируя с турбовинтовыми, но проблема остается весьма острой особенно в случае развивающихся стран типа России и других республик бывшего Советского союза с крайне слабой инфраструктурой для бизнес-джетов. Там часто срабатывают ложные представления о престижности и, исходя из них, покупатель делает выбор в пользу реактивного самолета. Аналогия примерно такая же, как при выборе автомобилей. Многие наблюдали странную картину — престижный люксовый автомобиль мчащийся по колдобинам российских городов среди ржавых “жигулей” и гремящих и коптящих ЗиЛов.

Примечательно, что в странах с лучшей аэропортовой инфраструктурой, пригодной для бизнес-джетов, количественно преобладают деловые турбопропы, а некоторые владельцы пользуются небольшими поршневыми самолетами для ежедневных перелетов, особенно они управляют самолетом сами.

Дополнительное преимущество турбопропов заключается в возможности модификации на протяжении нескольких десятилетий, по сравнению с “недавним” VLJ, хотя технологическая эволюция сегодня идет гораздо быстрее, чем 40 лет назад, и продукты достигают зрелости быстрее. Наконец, универсальность является и всегда будет самым большим преимуществом турбовинтовых самолетов, которые могут использоваться в различных миссиях. Например, их проще переоборудовать в грузовые, экспедиционные для любителей приключений и экстремальных видов спорта.

Андрей Бочкарев